Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности

  • Валерий Лазарев Психологический институт РАО
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность учащихся, постановка проблемы, развитие мышления, психологические условия формирования умственных действий

Аннотация

Обсуждаются пути эффективного включения учащихся в проектную деятельность. Автор считает, что существующая в массе школ практика неадекватна той задаче, на решение которой ориентирован метод проектов, — развитию мышления учащихся. Фактически в школьной практике проектирование заменяется написанием рефератов «на тему», т. е. псевдопроектированием. При этом задача развития мышления заменяется задачей расширения знаний. Обосновывается необходимость и возможность, опираясь на достижения педагогики, психологии и теории проектирования, по-новому осмыслить назначение метода проектов и строить его применение на основе современных представлений. Исходя из деятельностной теории мышления, выделяются условия формирования умственных действий, необходимые для включения учащихся в проектную деятельность: практическое выполнение действия в качестве его субъекта; репрезентированность культурного способа выполнения действия, рефлексия способа действия. Современное проектирование представляет собой универсальный способ постановки и решения проблем, который может применяться в любых сферах жизнедеятельности человека. Оно дает широкие возможности для интеллектуального развития учащихся, поскольку содержит средства, осваивая которые они смогут развить важные умения: ставить познавательные и практические задачи; анализировать проблемные ситуации; проектировать цели; разрабатывать и проверять гипотезы; планировать достижение целей; оценивать решения и делать обоснованный выбор; эффективно работать в группе. Чтобы использовать эти возможности, нужно создать необходимые для освоения умственных действий условия. Описан разработанный автором учебно-методический комплекс, включающий  учебное пособие для учащихся по проектной деятельности и рекомендации для учителей по организации учебного процесса в форме проектной деятельности. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-09-24
Как цитировать
Лазарев, Валерий. 2015. «Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 292-307. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-292-307.
Выпуск
Раздел
Размышления о ...