Формирование учебных групп в университете с помощью анализа социальных сетей

  • Александр Пронин Кафедра менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
  • Елена Веретенник кафедра менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
  • Александр Семенов независимый исследователь
Ключевые слова: академическая успеваемость, анализ социальных сетей, учебные группы, эффект сообучения, метод кластеризации Ньюмана

Аннотация

Представлен и протестирован способ реорганизации студенческих учебных групп с помощью анализа социальных сетей (Social Network Analysis, SNA). Задача, сформулированная администрацией факультета менеджмента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), состояла в том, чтобы сформировать на основе имеющихся четырех учебных групп 2‑го курса бакалавриата три новые. Главным условием выступало сохранение сложившихся дружеских и деловых отношений между студентами. Технические требования состояли в обеспечении равного размера новых групп (26 студентов) и эквивалентного уровня академической успеваемости (измерялась по среднему баллу студентов за семестр). Представлен алгоритм решения задачи с использованием инструментов SNA, включающий две возможные стратегии для групп с разной структурой взаимодействия: это стратегия «слабого звена» (выбрать наименее целостную учебную группу, разделить ее и дополнить выделенными кластерами остальные три группы) и стратегия «плавильного котла» (реформировать все четыре группы курса в абсолютно новые кластеры на основании оценок учебного взаимодействия). При сравнении полученных за последующие 1,5 года рейтинговых оценок успеваемости выявлен рост среднего балла студентов в группах, сформированных с учетом межличностных оценок и взаимодействия. Предлагаемый метод группировки может использоваться для изменения структуры учебных групп и курсов в ситуациях естественного сокращения численности студентов, а также при формировании проектных команд в рамках исследовательских курсов или научных лабораторий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-10-08
Как цитировать
Пронин, Александр, Елена Веретенник, и Александр Семенов. 2014. «Формирование учебных групп в университете с помощью анализа социальных сетей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь), 54-73. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-54-73.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования