Современные тенденции в финансировании высшего образования: США (пер. с англ. Н. Микшиной)
Аннотация
Гейгер Роджер Л.(Roger L. Geiger) — профессор Центра исследований высшего образования Университета штата Пенсильвания. Эл. адрес: rlg9@psu.edu Адрес: 400 Rackley Building University Park, PA 16802, United States.
Хеллер Дональд Е. (Donald E. Heller) — директор Центра исследований высшего образования Университета штата Пенсильвания. Эл. адрес: dheller@psu.edu Адрес: 400 Rackley Building University Park, PA 16802, United States.
Современные тенденции в области финансирования высшего образования в США рассмотрены в контексте макротенденций эпохи приватизации начиная с 1990 г. И для частных, и для государственных вузов приватизация означает большую зависимость от рыночных факторов. Представлены данные об изменениях в этот период.
Проанализирована динамика численности принятых абитуриентов, доходов и расходов высших учебных заведений. Показано, что в результате неуклонного повышения фактической стоимости обучения произошел сдвиг в финансировании высшего образования: оно теперь в большей мере осуществляется не за счет государственных средств, а за счет студентов и их семей, что стало возможно благодаря усилению финансовой помощи студентам, в частности развитию культуры образовательного кредитования. Система предоставления финансовой помощи студентам стала в настоящее время фундаментом финансирования высшего образования в США. Рассматривается влияние и применение этой системы в частном некоммерческом секторе, в государственном секторе и в частном коммерческом секторе. Показано, что как в государственных, так и в частных колледжах и университетах расходы на академическое и инфраструктурное обеспечение учебных заведений превзошли расходы на преподавание. Описаны тенденции к наращиванию затрат среди самых богатых университетов страны, к увеличению доли вузов с конкурсным отбором, а также к расширению коммерческого сектора высшего образования. Описано влияние приватизации на финансирование и определение приоритетов в академических исследованиях.
Обсуждаются возможные последствия нынешнего экономического спада на частный и государственный секторы высшего образования.