Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского языка)
Аннотация
Ахапкина Яна Эмильевна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лингвистической лаборатории по корпусным технологиям НИУ ВШЭ. Эл. адрес: yana.akhapkina@gmail.com
Анализируются долгосрочные и ситуативные причины возникновения отклонений от речевого стандарта в письменной речи носителя языка, создающего учебно-научный текст.
Доказывается, что трудности в написании научного текста связаны не только с изменением при переходе из средней школы в высшее учебное заведение предъявляемых к тексту требований, но и со степенью владения навыком осознанного чтения. Утверждается, что истоки незаинтересованного (имитационного) чтения и письма в студенчестве коренятся в школьном и дошкольном детстве. Выделяются стадии формирования языковой личности, рассматриваются факторы, влияющие на становление и развитие читательских компетенций на каждом из этапов, и основные причины, блокирующие интерес к чтению.
Подчеркивается значение для формирования навыка осознанного чтения, в частности, сбалансированности художественной и научно-познавательной литературы, а также соразмерность продолжительности и частоты активного чтения и пассивного восприятия аудио- и видеотекстов. Обсуждается зависимость мотивации к осознанному чтению и уровня понимания прочитанного от выбора текста и его самостоятельности.
Выделяются признаки учебного текста в представлении школьника и студента, основные из которых — соответствие методическому шаблону, терминологическая избыточность и нагромождение сложных синтаксических конструкций. Описываются основные тенденции, характерные для студенческого круга чтения, а также читательского опыта и опыта письма.
Выявляются механизмы типичных аграмматизмов, предлагаются классификация частотных ошибок и некоторые приемы возможного расширения стимульного материала, предполагающие постепенную коррекцию навыков академического письма.