Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского языка)

  • Яна Ахапкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: чтение, речевая норма, речевая ошибка, речевой сбой, аграмматизм, лексические нарушения нормы, синтаксические нарушения нормы, письмо, понимание, имитация

Аннотация

Ахапкина Яна Эмильевна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лингвистической лаборатории по корпусным технологиям НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: yana.akhapkina@gmail.com 

Анализируются долгосрочные и ситуативные причины возникновения отклонений от речевого стандарта в письменной речи носителя языка, создающего учебно-научный текст.

Доказывается, что трудности в написании научного текста связаны не только с изменением при переходе из средней школы в высшее учебное заведение предъявляемых к тексту требований, но и со степенью владения навыком осознанного чтения. Утверждается, что истоки незаинтересованного (имитационного) чтения и письма в студенчестве коренятся в школьном и дошкольном детстве. Выделяются стадии формирования языковой личности, рассматриваются факторы, влияющие на становление и развитие читательских компетенций на каждом из этапов, и основные причины, блокирующие интерес к чтению.

Подчеркивается значение для формирования навыка осознанного чтения, в частности, сбалансированности художественной и научно-познавательной литературы, а также соразмерность продолжительности и частоты активного чтения и пассивного восприятия аудио- и видеотекстов. Обсуждается зависимость мотивации к осознанному чтению и уровня понимания прочитанного от выбора текста и его самостоятельности.

Выделяются признаки учебного текста в представлении школьника и студента, основные из которых — соответствие методическому шаблону, терминологическая избыточность и нагромождение сложных синтаксических конструкций. Описываются основные тенденции, характерные для студенческого круга чтения, а также читательского опыта и опыта письма.

Выявляются механизмы типичных аграмматизмов, предлагаются классификация частотных ошибок и некоторые приемы возможного расширения стимульного материала, предполагающие постепенную коррекцию навыков академического письма.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-08
Как цитировать
Ахапкина, Яна. 2013. «Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского языка)». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 65-91. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-65-91.
Выпуск
Раздел
Практика