Социолингвистика школы: модель для сборки. Рецензия на книгу: Язык, общество и школа / под общ. ред. К. С. Федоровой. М.: Новое литературное обозрение, 2012

  • Кирилл Маслинский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16
Ключевые слова: языковая политика, языковая социализация, преподавание второго языка, отношение к языку, язык школы

Аннотация

Маслинский Кирилл Александрович — научный сотрудник лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. Эл. адрес: kirill@altlinux.org 

Представлена содержательная и структурная организация рецензируемой книги. Выделены и прокомментированы основные рассматриваемые в ней проблемы: выбор языка образования, преподавание языков в школе, распространенные в школе дискурсивные практики, роль языковой социализации и стереотипов о языке в академической судьбе школьников. Поясняется, что сближение этих тем обусловлено установкой на максимально полное вовлечение социолингвистических методов и теорий в понимание языковых процессов в школе. Обращается внимание на то, что объединение в книге нескольких крупных тем, которые до этого в социолингвистике существовали изолированно и изучением которых ранее занимались разные группы исследователей, практически не апеллирующие в своих работах к опыту друг друга, позволило представить целостный социолингвистический взгляд на школу. Анализируется, каким образом авторы книги моделируют проблемное поле, обозначенное ими как «социолингвистика школы». Отмечается выявленная авторами перспективность исследования данной области: собранный в книге сравнительный материал и аналитическая работа авторов показывают, насколько широк круг вопросов школьного образования, которые стоит рассматривать сквозь призму языка, и насколько мало им уделяется внимания в отечественных исследованиях образования.

Среди достоинств книги называются сопровождение каждой темы описанием более общего понятийного аппарата, известных результатов, многочисленных примеров языковых ситуаций в разных обществах; отсутствие переноса результатов исследований одной культуры на другую. Подчеркивается обусловленность применения социолингвистического инструментария, разработанного в западных исследованиях, к школьному образованию и к современной российской школе.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-08
Как цитировать
Маслинский, Кирилл. 2013. «Социолингвистика школы: модель для сборки. Рецензия на книгу: Язык, общество и школа / под общ. ред. К. С. Федоровой. М.: Новое литературное обозрение, 2012». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 258-65. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-258-265.
Выпуск
Раздел
Книжные обзоры и рецензии