Мифы и стереотипы: несколько замечаний об истории образования в Царстве Польском в XIX в.

  • Иоанна Шиллер-Валицка Институт истории науки Польской академии наук
Ключевые слова: история образования, Царство Польское, русификация, Варшавский университет

Аннотация

Автор считает, что некоторые широко распространенные представления об истории польской школы нуждаются в корректировке. Чрезмерным упрощением было бы считать, что в течение всего XIX в. образовательная система Польши подвергалась русификации. Перед Польским восстанием в январе 1863 г. образовательная система в государстве — если судить по языку преподавания и по этническому составу преподавательского корпуса — была абсолютно польской. Русификация началась только в 1870‑х. Правильней было бы говорить о русификациях, которые имели разные по глубине и продолжительности последствия, а в ряде периодов XIX в. данное явление отсутствовало. Рассматриваются особенности образовательной политики в Польше во времена Варшавского княжества (1807–1815) — построение слаженной и многоуровневой системы публичного образования, реализующей интересы всех сословий общества; в 1820‑е годы — усиление контроля над просвещением и клерикально-консервативные тенденции в содержании образования; в период между восстаниями 1830–1831 г. и 1861–1864 гг. — приведение системы образования на территории Царства Польского к единообразию с российской системой; возвращение к польскому характеру образования на волне так называемой послесевастопольской оттепели. Особое внимание уделяется 46-летней деятельности российского университета в Варшаве — институции, насажденной российскими властями сверху, но сумевшей выработать собственные университетские традиции и культурно-научные цели.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-10-06
Как цитировать
Шиллер-ВалицкаИоанна. 2014. «Мифы и стереотипы: несколько замечаний об истории образования в Царстве Польском в XIX в.». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь), 223-43. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-223-243.
Выпуск
Раздел
Из истории образования