Миссия университета: взгляд экономиста

  • Александр Аузан Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1
Ключевые слова: магистратура, высшее образование, бакалавриат, аспирантура, миссия университета, культурный капитал, производство культуры, средний класс, социальные риски

Аннотация

Аузан Александр Александрович — доктор экономических наук, профессор, и.о. декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Экономического совета при президенте РФ. Эл. адрес: auzan@mail.econ.msu.ru
Адрес: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова — Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Прослежены исторические традиции в понимании миссии университета. Особое внимание уделяется неоклассической модели университета, созданной Гумбольдтом, которая рассматривается в контексте сформулированных Ортегой-и-Гассетом нескольких парадоксов, касающихся функций университетов. Заключается, что университеты производят не только частное благо в виде капитализируемого знания, которое можно продать, как думал Смит; и не только социально значимое благо в виде навыков будущих специалистов для обеспечения обязательного набора профессий в обществе, как это было заложено в наполеоновской системе образования. Университеты производят еще и общественное благо, смысл которого — создание и распространение культуры.

Рассматриваются социальные эффекты и социальные риски высшего образования, связанные с производством университетами среднего класса населения. Объясняется нецелесообразность закрытия слабых университетов, не производящих высококвалифицированных специалистов, поскольку они реализуют важную социальную функцию. Показано, что возможны иные варианты сокращения социальных рисков высшего образования, в том числе и предполагающие рост количества иерархических звеньев образовательной системы. Производство среднего класса выгодно для страны, поскольку посредством него обеспечивается некоторая стабильность государства. При этом подчеркивается, что задать стране оптимальный темп и вектор развития может только та часть системы образования, которая способна производить конкурентоспособный человеческий капитал.

Как модель успешного университета рассматривается МГУ им. Ломоносова, предлагается путь его эффективного развития в соответствии с представленной концепцией.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-08
Как цитировать
Аузан, Александр. 2013. «Миссия университета: взгляд экономиста». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 266-86. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-266-286.
Выпуск
Раздел
Размышления о ...