Курсовая и предметная системы биологического образования Российской империи

  • Екатерина Жарова Брянский Государственный Университет им. академика И.Г. Петровского, Россия, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14
Ключевые слова: университеты, курсовая система, предметная система, физико-математические факультеты, биологическое образование

Аннотация

Жарова Екатерина Юрьевна — кандидат биологических наук, ассистент кафедры зоологии и анатомии Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского. Эл. адрес: caty-zharr@yandex.ru
Адрес: Россия, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14.

Описывается история развития биологического образования на физико-математических факультетах российских университетов в XIX — начале XX в.

Выделяются наиболее важные этапы становления и развития биологического образования: разделение физико-математических факультетов на математическое и естественное отделения, завершившееся в основном к концу 1840-х гг.; введение для студентов-естественников и медиков обязательных практических занятий в лабораториях, осуществленное после принятия университетского Устава 1863 г., который, кроме этого, дал возможность студентам естественных отделений специализироваться в области химии, геологии, географии, различных отделов биологии. Наиболее существенные изменения в учебный процесс внес последний университетский Устав 1884 г., который отменил привычные ежегодные экзамены, заменив их зачетами полугодий.

На примере естественного отделения Петербургского университета рассмотрены изменения в образовательном процессе, которые произошли при переходе с курсовой на предметную систему в 1906/1907 учебном году. Показано, что введение предметной системы практически не изменило порядок прохождения университетского курса студентами-естественниками, поскольку еще ранее на факультетах практиковалась специализация внутри отделений. Подчеркивается, что в рамках как предметной, так и курсовой системы обучения начала XX в. российские студенты могли получить качественное биологическое образование, поскольку им была предоставлена возможность заниматься научными исследованиями в лабораториях с необходимым инструментарием в любом университетском центре. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
Жарова, Екатерина. 2013. «Курсовая и предметная системы биологического образования Российской империи». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 238-48. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-238-248.
Выпуск
Раздел
Из истории образования