Роль СМИ в продвижении положений российской образовательной политики (на материалах ток-шоу)

  • Надежда Радина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Светлана Шаманина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: образовательная политика, медиавоздействие, ток-шоу, нарративный анализ, информационные стратегии

Аннотация

Представлены результаты исследования содержания выпусков ток-шоу региональной («Вызовы жизни», ННТВ, Нижний Новгород) и федеральной («Пусть говорят», ОАО «Первый канал») телерадиокомпаний, посвященных проблемам образования и образовательной политики, за 2012–2013 гг. Основания для исследовательской рефлексии при рассмотрении этих материалов были получены с помощью изучения документов последних лет, регламентирующих образовательную политику России (законов, подзаконных актов, программ, конвенций и т. д.), которое позволило обозначить приоритетные направления этой политики: решение кадровой проблемы в российском образовании, повышение качества образования, усиление открытости образования, укрепление единства образовательного пространства России. Для исследования материалов ток-шоу применялся метод нарративного анализа: открытое кодирование с созданием на базе качественной оценки высказывания кодировочной системы и последующим применением статистических процедур для анализа матрицы данных. При этом использовалась техника риторической деконструкции социальных проблем П. Ибарра и Д. Китсьюз. На основе полученных данных описываются две стратегии в продвижении положений образовательной политики: информирование и просвещение (интеграция положений образовательной политики и практики), отчасти реализованные в ток-шоу региональной телерадиокомпании, и развлечение и контроль (акцентуированная негативная практика контроля над сознанием зрителей посредством шокирующего эмоционального воздействия), используемые в ток-шоу ОАО «Первый канал».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-12-23
Как цитировать
Радина, Надежда, и Светлана Шаманина. 2015. «Роль СМИ в продвижении положений российской образовательной политики (на материалах ток-шоу)». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 234-53. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-234-253.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)