Контингентность в образовании: новые условия и новые механизмы выбора образовательной траектории

  • Павел Степанцов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Василий Кузьминов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: система образования, профессиональное образование, образовательный выбор, контингентность, конкуренция, код системы

Аннотация

Степанцов Павел Михайлович — MA in Sociology (Manchester University), стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: pavel.stepantsov@gmail.com 

Кузьминов Василий Ярославович — MA in Sociology (Manchester University), стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: frameanalysis@ya.ru  

Подробно анализируется рыночная модель образовательного выбора, показана ее недостаточность для объяснения механизма принятия решения выпускниками школ относительно типа профессионального учреждения для дальнейшего обучения. На основании анализа результатов опроса выпускников школ (9-й и 11-й класс), а также студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) авторы приходят к выводу о гетерогенности системы послешкольного образования: нет ни единого рынка мест в системе образования, ни единой системы различений, которая позволяла бы учреждениям разных типов профессионального образования определять качество подготовки выпускника школы.

Показано, что в связи c наличием у каждого типа учебного заведения разных кодов для отбора абитуриентов образовательный выбор школьников сводится не только к выбору учебного заведения, но и к выбору правильного кода, различимого профессиональным учреждением того или иного типа. Именно поэтому с введением ЕГЭ как универсального кода для учреждений ВПО образовательный выбор школьников, не собирающихся поступать в вузы, сместился во времени с 11-го на 9-й класс: поступление в учреждение НПО и СПО не предполагает использование кода ЕГЭ. Напротив, почти все учащиеся 11-го класса (90%) не намерены идти в какое-либо учреждение профессионального образования, кроме вузов: после 9-го класса они уже совершили выбор кода, решив сдавать ЕГЭ.

На основании полученных в ходе исследования выводов обозначаются возможные направления дальнейшего изучения образовательных траекторий учащихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
Степанцов, Павел, и Василий Кузьминов. 2013. «Контингентность в образовании: новые условия и новые механизмы выбора образовательной траектории». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 83-108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-83-108.
Выпуск
Раздел
К юбилею Д.Л. Константиновского