Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации

  • Екатерина Попова Институт социологии РАН, Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5
Ключевые слова: современное образование, образовательные траектории, обучение, внутренняя мотивация, внешняя мотивация

Аннотация

Попова Екатерина Сергеевна — аспирантка Института социологии РАН.
Эл. адрес: EkaterinaS.Popova@bk.ru   Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к исследованию мотивации к обучению. Дан краткий обзор зарубежных психологических, педагогических и социологических исследований формирования мотивации к образованию.

На основании проанализированных подходов к изучению мотивации сформулирована концепция исследования, в которой мотивация рассматривается как основная движущая сила осуществления действия. Подчеркивается, что одна из основных проблем, с которой сегодня сталкивается учитель в формировании и поддержании мотивации учащихся, — это поиск и установление баланса между внутренними и внешними факторами мотивации.

Обсуждаются предварительные результаты опроса, проведенного с целью операционализации предлагаемой автором концепции мотивации к обучению. Результаты пилотного исследования свидетельствуют об эффективности разработанной системы оперантов для измерения социальных аспектов формирования мотивации. Методика измерения по оперантам, связанным с изучением вовлеченности школьника в образовательный процесс, позволила убедиться, что социальные аспекты внешней мотивации действительно важны. Исследование подтвердило также существенное влияние социальных ценностей на внутреннюю мотивацию школьников. Оценивая методику измерения дальнейших планов современных школьников, автор отмечает, что изучения намерений школьников только после 9-го класса недостаточно для анализа проектируемых образовательных траекторий и целей молодежи, следует изучать также планы после 11-го класса.

Анализ результатов пилотного исследования привел к выводу о необходимости дополнения опросного инструментария, в результате чего была сформирована расширенная система концептуальных и операциональных понятий. В 2013–2014 гг. планируются корректировка и апробация инструментария, продолжение опросов и анализ материалов. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
Попова, Екатерина. 2013. «Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 69-82. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-69-82.
Выпуск
Раздел
К юбилею Д.Л. Константиновского