Московские учителя и реформа образования

  • Оксана Крухмалева Институт комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
  • Александр Гаспаришвили Институт комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
Ключевые слова: школа, учителя, реформа образования, подушевое финансирование, системы оплаты труда

Аннотация

Гаспаришвили Александр Тенгизович — кандидат философских наук, заведующий лабораторией изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: gasparishvili@yandex.ru
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Крухмалева Оксана Валерьевна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: kruhoks@yandex.ru
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Рассматриваются результаты социологического исследования «Московский учитель сегодня», проведенного в 2011 г. Особое внимание уделено анализу мнений московских учителей об изменениях, происходящих в средней школе и в их социальном положении в связи с реформированием образования.

Опрос показал, что проблемы реформирования образования волнуют абсолютное большинство московских учителей. Половина респондентов отрицательно относится к образовательной реформе и более половины пессимистично оценивают практику ее реализации. Из направлений реформирования школьного образования положительные оценки учителей получили профилизация старшей школы и новые образовательные технологии. Хуже всего московские учителя относятся к нормативному подушевому финансированию и ЕГЭ. Представлены также мнения педагогов о возможности принятия самостоятельных педагогических решений.

Данные проведенного исследования свидетельствуют о высокой рабочей нагрузке учителей. Предполагается, что ее увеличение связано с выполнением учителями функций классного руководства, которое в рамках реформирования претерпело существенные изменения. Кроме того, учителя единодушно отмечают негативное влияние на педагогическую деятельность обилия бумажной работы.

Рассматривается переход на новую систему финансирования. Материальное положение московских учителей по сравнению с российскими учителями из других регионов, согласно ответам респондентов, относительно благополучное, что может свидетельствовать об эффективности внедрения новой системы оплаты труда.Представлены мнения учителей о значимости внебюджетных доходов школы для их материального положения. Предполагается, что отсутствие в учительской среде единого мнения по этому вопросу может быть связано с тем, что почти половина респондентов не принимает участия в деятельности каких бы то ни было общественных органов управления образованием.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
Крухмалева, Оксана, и Александр Гаспаришвили. 2013. «Московские учителя и реформа образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 59-68. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-59-68.
Выпуск
Раздел
К юбилею Д.Л. Константиновского