Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований

  • Татьяна Тихомирова НИУ «Томский государственный университет», Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36
  • Сергей Малых НИУ «Томский государственный университет», Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36
  • Юлия Ковас НИУ «Томский государственный университет», Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36
Ключевые слова: современное образование, индивидуальные различия, способности к обучению, психогенетика, близнецовый метод

Аннотация

Малых Сергей Борисович — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет». Эл. адрес: malykhsb@mail.ru
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Тихомирова Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет». Эл. адрес: tikho@mail.ru
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Ковас Юлия Владимировна— PhD, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет», заведующая лабораторией InLab Голдсмитс-колледжа Университета Лондона. Эл. адрес: y.kovas@gold.ac.uk
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Подчеркивается важность научно-экспериментального изучения природы индивидуальных различий — поиска ответа на вопрос, почему в условиях относительного единообразия образовательной среды ученики отличаются друг от друга по когнитивным, личностным и мотивационным характеристикам. Показано, что индивидуальные различия в когнитивных способностях и способностях к обучению формируются в условиях сложных процессов генотип-средового взаимодействия. Для решения важнейшей образовательной задачи — повышения общего уровня академической успешности всех учащихся через индивидуально ориентированные методы обучения — предлагается использовать генетически чувствительные методы изучения механизмов, лежащих в основе индивидуальных различий в способностях к обучению в разных предметных областях.

Особое внимание уделяется рассмотрению близнецового метода, с помощью которого можно провести детальное исследование когнитивного развития, способностей к обучению и нарушений способности к обучению. Важная особенность близнецового метода состоит в том, что исследования близнецов обеспечивают наилучшее из возможных доказательство значимости влияния средовых, в том числе и образовательных, факторов. Близнецовый метод дает возможность уточнить роль общей среды (условий, повышающих сходство близнецов по определенному признаку) и роль индивидуальной среды (условий, не способствующих похожести близнецов).

Отмечается, что в 2012 г. начата работа по созданию Российского школьного близнецового регистра, который в перспективе может стать уникальным ресурсом для российских и международных исследователей, а также источником теоретических и практических знаний для педагогов, психологов, родителей и самих учащихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
Тихомирова, Татьяна, Сергей Малых, и Юлия Ковас. 2013. «Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 186-99. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-186-199.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования