Ранжирование систем высшего образования: граждане и общество в эру знаний (пер. с англ. Е. Покатович)
Аннотация
От редакцииЕВРОПЕЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ОТСТАЮТ В НОВОМ МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ
Чтобы соответствовать требованиям современной экономики, основанной на знаниях, европейские системы высшего образования должны действовать активнее — это один из основных выводов эпохального исследования «Ранжирование систем высшего образования: граждане и общество в эру знаний», осуществленного Лиссабонским советом, аналитическим центром, находящимся в Брюсселе. Итогом многолетнего исследовательского проекта стало заключение, что из 17 обследованных стран ОЭСР лучшими системами высшего образования располагают Австралия, Великобритания и Дания. В Германии, Австрии и Испании системы высшего образования наименее эффективны - они занимают в рейтинге 15-е, 16-е и 17-е места соответственно. В этих странах необходимо принять меры с тем, чтобы дать возможность получить образование широким слоям населения и обеспечить адекватность сегодняшним социальным и экономическим вызовам. Поль Хофхайнц, председатель Лиссабонского совета: «Этим исследованием мы хотим инициировать дискуссию об эффективности и адекватности систем высшего образования в Европе, учитывая совершенно реальные проблемы — рост конкуренции в глобальном масштабе и повышение уровня образования в мире. В эру знаний доступ к образованию — это ключевая цель государственной политики, способная принести колоссальные социальноэкономические дивиденды. Это исследование показывает, что в сфере высшего образования Европе необходимо действовать активнее, чтобы повысить свои ставки». Д-р Пеер Эдерер, научный директор Центра человеческого капитала в Лиссабонском совете и руководитель авторского коллектива, добавляет: «Проще говоря, наши системы высшего образования не дают результатов, которые нам нужны и накоторые мы рассчитываем. Они слишком избирательные и эксклюзивные; они не предоставляют достаточный объем образовательных возможностей достаточному числу людей на протяжении их жизни. Нам необходимо многое сделать для достижения того, чтобы система образования помогала нам в достижении социально-экономических целей, столь важных для успеха в XXI в. Мы убеждены, что можно учиться на примерах лучшей практики других стран с помощью сопоставительного анализа в таких исследованиях, как наше».