Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления

  • Юлия Зубок
  • Владимир Чупров
Ключевые слова: социальная стратификация, национальный проект, учащаяся молодежь

Аннотация

Характерными особенностями современных динамично изменяющихся обществ признаны неопределенность и риск. Они проникают в механизмы социального развития и становятся неотъемлемой частью социальной реальности. Как объективное условие жизни и деятельности риск особенно актуален в среде молодежи, и поиск способов его регуляции становится настоятельной необходимостью. В статье рассматриваются механизмы возникновения неопределенности и риска в социальном развитии молодежи, выявляются изменения в уровне средовых и деятельностных рисков, обсуждаются пути их регуляции. На примере образования как важнейшей составляющей социального развития молодежи показаны происходящие в настоящее время изменения институциональной регуляции риска и его саморегуляции. Особое внимание уделено отношению молодежи к национальному проекту «Образование» как способу институционального снижения риска и средствам неинституционального регулирования с использованием механизмов социальной стратификации, социальной организации и социокультурных способов индивидуальной саморегуляции. Социологические механизмы управления риском рассматриваются с позиций нелинейности социальных изменений в современном обществе и в образовании как его части. На основе представительных социологических исследований, проводимых Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН, делаются выводы о неоднозначном характере их проявления в российской системе образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2010-12-31
Как цитировать
Зубок, Юлия, и Владимир Чупров. 2010. «Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 31-55. https://vo.hse.ru/article/view/15106.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования