Социальный престиж научно-педагогического работника в России и Европе: специфика субъективного восприятия профессии

  • Галина Ефимова Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6.
  • Михаил Грибовский Томский государственный университет, 634050, Томск, пр. Ленина, 36.
  • Александр Сорокин Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6.
Ключевые слова: университет, престиж профессии, ученый, социальный статус, научно-педагогические работники, социальный престиж, преподаватель

Аннотация

Ефимова Галина Зиновьевна — кандидат социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета. 
Адрес: 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: g.z.efimova@utmn.ru (контактное лицо для переписки) 

Грибовский Михаил Викторович — доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории Томского государственного университета. 
Адрес: 634050, Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: mgrib@mail2000.ru 

Сорокин Александр Николаевич — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований пространства, директор Школы исследований окружающей среды и общества («Антропошкола») Тюменского государственного университета. 
Адрес: 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: soranhist@yandex.ru 

С целью выявления субъективных представлений университетских преподавателей о престижности их профессии проведены глубинные интервью с научно-педагогическими работниками в университетах Европы (45 информантов, 2016–2018 гг.) и России (120 информантов, 2019–2021 гг.). 
Европейские педагоги, фиксируя традиционно высокий престиж профессии университетского преподавателя, отмечают признаки его снижения в конце XX — начале XXI в. Одна из причин — неосведомленность общества о профессиональной деятельности научно-педагогических работников и их должностных обязанностях, которые гораздо шире, чем передача знаний студентам. Кроме того, в качестве причин снижения престижа преподаватели называли недостаточный уровень финансирования высшего образования, многозадачность и многопрофильность научно-педагогической деятельности, потребительское отношение студентов к образовательному процессу. 
Большинство отечественных информантов, напротив, отмечают повышение престижа университетских преподавателей в последние годы, но не всех, а лишь соответствующих особым квалификационным требованиям. Информанты из российских вузов отмечают позитивное и уважительное восприятие академической профессии как широкой общественностью, так и непосредственным социальным окружением.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-07-06
Как цитировать
Ефимова, Галина, Михаил Грибовский, и Александр Сорокин. 2022. «Социальный престиж научно-педагогического работника в России и Европе: специфика субъективного восприятия профессии». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июль), 117-39. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-117-139.
Выпуск
Раздел
Без рубрики