Американо-германская академическая миграция и возникновение американ­ского исследовательского университета (1860–1910)

  • Татьяна Землякова Европейский университет в Санкт-Петербурге
Ключевые слова: история образования, американские исследовательские университеты, немецкая модель исследовательского университета, американо-германский академический трансфер, академическая свобода

Аннотация

Автор анализирует пред­посылки, ход и последствия амери­кано-германского академического трансфера второй половины XIX в., а также его роль в становлении со­временного американского иссле­довательского университета. Кризис классического американского колле­джа, достигший максимальной остро­ты после Гражданской войны, спро­воцировал несколько волн миграции студентов в университеты Германии. По завершении обучения большин­ство выпускников предпочли вернуть­ся в Соединенные Штаты, где, соста­вив группу реформаторов, продвига­ли модель немецкого университета в ходе академической революции. Ав­тор рассматривает студенчество в ка­честве ключевого медиатора, опре­делившего отбор и практическое осуществление заимствований. Ис­следуя трансфер понятия «академи­ческая свобода», автор анализирует, как именно медиатор влиял на ход этого трансфера. Реформаторская повестка, продвигаемая выпускника­ми немецких университетов в Амери­ке, была направлена на отстранение авторитарной администрации пиети­стов от власти и борьбу с представ­лением об университете как о сфере формирования благонадежных чле­нов общества. Достижение этих це­лей предполагало введение аспирант­ских программ, посвященных иссле­довательской работе и управляемых по усмотрению ученого сообщества. Статья состоит из трех частей, в кото­рых описываются предпосылки, моти­вы и процесс студенческой миграции, положение американских студентов в немецких университетах, восприя­тие ими немецкой модели исследо­вательского университета. Послед­няя часть статьи посвящена анализу политической повестки «реформато­ров-возвращенцев» и ее фактической реализации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-03-21
Как цитировать
Землякова, Татьяна. 2019. «Американо-германская академическая миграция и возникновение американ­ского исследовательского университета (1860–1910)». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 290-317. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-290-317.
Выпуск
Раздел
Из истории образования