Система образования: уровни, фильтры, сигналы

  • Евгений Сабуров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: человеческий капитал, национальные системы образования, институциональные разрывы

Аннотация

Система образования рассматривается в статье как ряд ступеней, начиная от дошкольного образования и заканчивая вузовским. Ступени образования расположены в целом последовательно, но есть и случаи их параллельного расположения. Каждая ступень характеризуется тремя понятиями: уровнем, включающим в себя все содержание той или иной ступени, фильтром — аттестационным испытанием, определяющим переход на следующую ступень, и сигналом — свидетельством о завершении ступени, которое человек, закончивший ту или иную ступень образования, может предъявить обществу при прохождении фильтра. Особое внимание обращается на институциональные разрывы, т.е. отказы общества в доверии сигналам (например, вузы не доверяют результатам школьных выпускных экзаменов и проводят собственные экзамены, вступительные). В статье указывается на угрозу распада системы образования и встраивания в нее внесистемных институций (например, института репетиторства). Высказывается предположение, что адекватный анализ системы образования и ее эффективности требует дополнения микроэкономического подхода (в виде теории человеческого капитала) институциональным подходом (в виде теории уровней, фильтров, сигналов).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2010-12-31
Как цитировать
Сабуров, Евгений. 2010. «Система образования: уровни, фильтры, сигналы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (декабрь), 55-69. https://vo.hse.ru/article/view/15060.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)