Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"

2022-09-16

Журнал «Вопросы образования / Educational Studies Moscow» приглашает авторов для публикации академических статей в тематическом выпуске о влиянии образования на развитие индивидуальной самостоятельности.

Приглашенные редакторы специального выпуска:
Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства
Сорокин Павел Сергеевич, кандидат социологических наук, заведующий Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования

Цель выпуска — вовлечение широкого круга авторов, представляющих различные организации, дисциплины и уровни образования, в дискуссии о реально наблюдаемой и потенциально возможной роли образования в развитии индивидуальной самостоятельности. Самостоятельность — важное условие повышения личного и коллективного благополучия в условиях высокой неопределенности.

Указанный специальный выпуск отразит, с одной стороны, ключевые теоретические и методологические подходы к пониманию «самостоятельности» (в частности, связанные с понятиями «субъектности», «агентности», «предпринимательского элемента человеческого капитала» и др.), и, с другой стороны, современный опыт эмпирических исследований и практических шагов, направленных на формирование индивидуальной способности к эффективному самостоятельному действию через образование (в частности, в области поддержки проектной, волонтерской деятельности, а также предпринимательских инициатив учащихся и др.).

Приоритет будут иметь работы, учитывающие передовые международные исследования и разработки, например, связанные с понятиями «студенческая агентность» («student agency» (Klementic, 2017; Anderson et al., 2019, OECD (2019)), «трансформирующая агентность» (“transformative agency” (Haapasaari et al., 2016; Correa and Murphy-Graham, 2019)), «агентная вовлеченность» (“agentic engagement” (Reeve & Shin, 2020)) и многими другими. Будут приветствоваться не только эмпирические работы, применяющие (и при необходимости адаптирующие) уже известные в мире инструменты, но и концептуальные тексты, предлагающие новые теоретические взгляды на природу самостоятельности, а также попытки разработки и валидизации новых инструментов для измерения соответствующих вопросов, учитывающие современные дискуссии в широком круге социальных наук и их пока фрагментарный характер (Cavazzoni, 2021). Мы рассчитываем, что указанный выпуск разовьет уже ведущиеся на страницах журнала дискуссии (Cорокин и Фрумин 2022). Кроме того, в рамках конференции ИВО-2022 «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха») планируется проведение круглого стола для обсуждения материалов указанного специального выпуска журнала.

Материалы принимаются до 15 октября 2022

Планируемый срок публикации номера – первое полугодие 2023 года.

Статьи принимаются по официальной электронной почте журнала с темой письма «СВ Самостоятельность»: edu.journal@hse.ru 

Больше узнать об условиях и требованиях к публикации можно в соответствующем разделе на сайте: https://vo.hse.ru/manuscriptt