Влияние эпистемологических представлений и предрасположенностей на развитие навыков критического мышления у студентов

  • Мария Солодихина Российский университет дружбы народов; Московский педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-0725-601X
Ключевые слова: критическое мышление, предрасположенности, эпистемологические представления, высшее образование, педагогические исследования, концепции современного естествознания

Аннотация

 При осуществлении разного рода педагогических воздействий, направленных на развитие критического мышления, неизменно фиксируется примерно одинаковая доля студентов, чьи навыки критического мышления не улучшаются — вне зависимости от подхода и методов обучения. Автор высказывает предположение, что конструкт «критическое мышление» содержит элементы, которые обычно не учитываются при обучении, но которые влияют на стремление студентов развивать свои навыки критического мышления и применять их.

Проведено исследование с целью оценки влияния предрасположенностей и эпистемологических представлений на изменение навыков критического мышления при целенаправленном обучении. Под цели исследования трансформирован учебный курс «Концепции современного естествознания». В исследовании участвовали 214 студентов разных курсов филологического факультета РУДН.

Установлено, что показатели развития критического мышления не повышаются у студентов, у которых эпистемологические представления находятся на абсолютной или переходной стадии и у которых слабо развитыпредрасположенности «любознательность», «поиск истины», «непредубежденность». У всех студентов с независимым или контекстным восприятием знания и развитыми предрасположенностями навыки критического мышления за период обучения статистически значимо улучшились. Корреляций между изменениями навыков, предрасположенностей и эпистемологических представлений не выявлено: их траектории развития существенным образом различаются. Для целей обучения предложена и обоснована условная модель критического мышления, которая отличается от существующих моделей тем, что помимо навыков, компонентов, предрасположенностей, социального аспекта включает еще и эпистемологические представления, через призму которых студенты воспринимают знания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Adams D. (2000) Critical Thinking, the Scientific Method, and Page 25 of Gilbert. Available at: https://www.sdbonline.org/sites/archive/sdbeduca/dany_adams/critical_thinking.html (accessed 24 January 2024)

Aizikovitsh-Udi E., Cheng D. (2015) Developing Critical Thinking Skills from Dispositions to Abilities: Mathematics Education from Early Childhood to High School. Creative Education, vol. 6, no 4, pp. 455–462. https://doi.org/10.4236/ce.2015.64045

Arum R., Roksa J. (2011) Academically Adrift. Limited Learning on College Campuses. Chicago: University of Chicago. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226028576.001.0001

Bailin S., Case R., Coombs J.R., Daniels L.B. (1999) Conceptualizing Critical Thinking. Journal of Curriculum Studies, vol. 31, no 3, pp. 285–302. https://doi.org/10.1080/002202799183124

Barnett R. (1997) Higher Education: A Critical Business. Buckingham: Open University.

Baxter Magolda M.B. (1992) Knowing and Reasoning in College Students: Gender-Related Patterns in Students’ Intellectual Development. San Francisco, CA: Jossey-Bass.

Blair А. (1996). Argument Management, Informal Logic and Critical Thinking. Inquiry: Critical Thinking across the Disciplines Studies, vol. 15, no 4, pp. 39–50. http://dx.doi.org/10.1007/978-94-007-2363-4_4

Bok D. (2006) Our Underachieving Colleges. A Candid Look at How Much Students Learn and Why They Should Be Learning More. Princeton, NJ: Princeton University.

Buitrago-Flórez F., Danies G., Restrepo S., Hernández C. (2021) Fostering 21st Century Competences through Computational Thinking and Active Learning: A Mixed Method Study. International Journal of Instruction, vol. 14, no 3, pp. 737–754. https://doi.org/10.29333/iji.2021.14343a

Dewey D. (1997) Psychology and Pedagogy of Thinking. Moscow: Sovershenstvo (In Russian).

Ennis R.H. (2011) Critical Thinking: Reflection and Perspective. Part I. Inquiry: Critical Thinking across the Disciplines, vol. 26, no 1, pp. 4–18. https://doi.org/10.5840/inquiryctnews20112613

Fedorov A.A. (2020) Russian Version of the Constructivist Epistemological Beliefs Scale: Psychometric Analysis. Reflexio, vol. 13, no 1, pp. 49–59 (In Russian). https://doi.org/10.25205/2658-4506-2020-13-1-49-59

Fikriyati A., Agustini R., Suyatno S. (2022) Pre-Service Science Teachers’ Critical Thinking Dispositions and Critical Thinking Skills. Proceedings of the Eighth Southeast Asia Design Research (SEA-DR) & the Second Science, Technology, Education, Arts, Culture, and Humanity (STEACH) International Conference (SEADR-STEACH 2021) (Surabaya, 2021, 19 October), pp. 176–181. https://doi.org/10.2991/assehr.k.211229.028

Green H.J., Hood M. (2013) Significance of Epistemological Beliefs for Teaching and Learning Psychology: A Review. Psychology Learning & Teaching, vol. 12, no 2, Article no 168. https://doi.org/10.2304/plat.2013.12.2.168

Halpern D.F. (2014) Thought and Knowledge. An Introduction to Critical Thinking. New York, NY: Psychology Press.

Hart C., Da Costa C., D'Souza D., Kimpton A., Ljbusic J. (2021) Exploring Higher Education Students' Critical Thinking Skills through Content Analysis. Thinking Skills and Creativity, vol. 41, September, Article no 100877. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100877

Hatcher D., Possin K. (2020) Critically Thinking about Critical Thinking Assessment. Critical Thinking and Reasoning: Theory, Development, and Practice (eds. D. Fasko, F. Fair), The Netherlands: Brill-Sense, pp. 298–322.

Hofer B.K., Pintrich P.R. (1997) Epistemological Theories: Beliefs about Knowledge and Knowing and Their Relation to Learning. Review of Educational Research, vol. 67, no 1, рр. 88–140. http://dx.doi.org/10.3102/00346543067001088

Hyytinen H., Holma K., Toom A., Shavelson R.J., Lindblom-Ylänne S. (2014) The Complex Relationship between Students’ Critical Thinking and Epistemological Beliefs in the Context of Problem Solving. Frontline Learning Research, vol. 2, no 5, рр. 1–25. http://dx.doi.org/10.14786/flr.v2i4.124

Johnson R.H. (1996) The Rise of Informal Logic. Newport News, VA: Vale.

Kaartinen-Koutaniemi M., Lindblom-Ylänne S. (2008) Personal Epistemology of Psychology, Theology and Pharmacy Students: A Comparative Study. Studies in Higher Education, vol. 33, iss. 2, рр.179–191. http://dx.doi.org/10.1080/03075070801916088

King P.M., Kitchener K.S. (2004) Reflective Judgment: Theory and Research on the Development of Epistemic Assumptions Trough Adulthood. Educational Psychologist, vol. 39, iss. 1, рр. 5–18. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3901_2

Kluster D. (2005) What Is Critical Thinking? Critical Thinking and New Types of Literacy (ed. O. Varshaver), Moscow: CGL, pp. 5–13 (In Russian).

Kubiatko M., Balatova K., Sustekova E., Nepras K., Kovarik P. (2022) The Influence of Selected Variables on University Students’ Critical Thinking Level: Preliminary Results. Education and Self Development, vol. 17, no 4, pp. 22–33. https://doi.org/10.26907/esd.17.4.03

Kurfiss J.G. (1988) Critical Thinking: Theory, Research, Practice, and Possibilities. ASHE-ERIC Higher Education Report no 2. Washington DC: George Washington University.

Lipman M. (2003) Thinking in Education. Cambridge: Cambridge University.

McPeck J. (1981) Critical Thinking and Education. New York, NY: St. Martin’s Press.

Mousazadeh N., Momennasab M., Sharif Nia H., Nazari R., Hajihosseini F. (2021) Effective Factors in Critical Thinking Disposition in Nursing Students. Education Research International, vol. 2021, no 1, Article no 5580010. https://doi.org/10.1155/2021/5580010

Muis K.R., Chevrier M., Denton C.A., Losenno K.M. (2021) Epistemic Emotions and Epistemic Cognition Predict Critical Thinking About Socio-Scientific Issues. Frontiers in Education, vol. 6, April, Article no 669908. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.669908

Noroozi O., Biemans H., Mulder M. (2016) Relations between Scripted Online Peer Feedback Processes and Quality of Written Argumentative Essay. The Internet and Higher Education, vol. 31, October, рр. 20–31. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2016.05.002

Paul R., Elder L. (2008) The Thinkers’ Guide to Nature and Functions of Critical and Creative Thinking. Dillon Beach, CA: Foundation for Critical Thinking.

Repo S., Lehtinen T., Rusanen E., Hyytinen H. (2017) Prior Education of Open University Students Contributes to Their Capability in Critical Thinking. Journal of Adult and Continuing Education, vol. 23, no 1, рр. 61–77 https://doi.org/10.1177/1477971417693416

Rimienė V. (2002) Assessing and Developing Students' Critical Thinking. Psychology Learning & Teaching, vol. 2, no 1, pp. 17–22. https://doi.org/10.2304/plat.2002.2.1.17

Solodikhina M.V. (2023) Transformation of the Discipline “Concepts of Modern Natural Science” for the Development of Critical Thinking. The Education and Science Journal, vol. 25, no 6, pp. 38–68 (In Russian). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-38-68

Solodikhina M.V. (2022) Critical Thinking in Higher Natural Science Education: Definition and Content of the Concept. Moscow: MPGU (In Russian). https://doi.org/10.31862/9785426310650

Solodikhina, М.V., Solodikhina, A.A. (2023) Developing Critical Thinking: A Comparison of Three Disciplinary Approaches. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 4, pp. 207–240 (In Russian). https://doi.org/10.17323/vo-2023-16706

Tarasova K.V., Orel E.A. (2022) Measuring Students’ Critical Thinking in Online Environment: Methodology, Conceptual Framework and Tasks Typology. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 3, pp. 187–212 (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-187-212

Tew E.W.K. (2015) Critical Thinking in the Context of Group Learning: A Qualitative Study of Postgraduate Accounting and Finance Students’ Perceptions (PhD Thesis). Bristol: University of the West of England. Available at: https://uwe-repository.worktribe.com/output/835777 (accessed 30 January 2024).

Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
Солодихина, Мария. 2025. «Влияние эпистемологических представлений и предрасположенностей на развитие навыков критического мышления у студентов». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (апрель). https://doi.org/10.17323/vo-2025-19702.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи