Наследие М. М. Бахтина и вызовы современного образования: взгляд из 2010-х Рецензия на книгу: Brandist C. et al. (eds) (2020) Bakhtin in the Fullness of Time

  • Светлана Дубровская ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
  • Олег Осовский ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
Ключевые слова: М. М. Бахтин, диалогическая педагогика, диалог, карнавал, полифония, хронотоп

Аннотация

Детально анализируя коллективную монографию, посвященную теории М. М. Бахтина, авторы размышляют о месте и значении его идей для теории и практики западного образования в последние десятилетия. Они выделяют в книге три основных проблемных поля. Это прежде всего выявление тех философских и социокультурных источников, которые предшествовали во времени формированию взглядов Бахтина и во многом определили характер его ответов на вызовы современности в ранних философских текстах, в книгах о Достоевском и о романе воспитания. Второе проблемное поле — диалог Бахтина с современниками. Этот диалог мог быть открытым и активным, заостренно полемическим, как в ситуации с новейшими эстетическими и литературными течениями в России в начале 1920‑х годов, но иногда он оказывался «неслышным», и исследователи могут предложить только его реконструкцию, исходя из созвучия идей М. М. Бахтина и Л. С. Выготского или П. Фрейре. Третье проблемное поле — трансформация бахтинской теории в практику обучения, идет ли речь об использовании диалога и его потенциала в ходе работы с иностранцами, или об обеспечении образовательных возможностей для представителей наиболее экономически уязвимых сегментов южноафриканского общества, или об общении с дошкольниками в детском саду.
Авторам книги удалось убедительно показать, как бахтинская теория становится ключевым элементом сегодняшней теории и практики образования. При этом важны не только собственно идеи Бахтина, прежде всего понятия диалога, полифонии, карнавала и хронотопа, но и то свободное многоголосие, без которого невозможна любая творческая практика.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-09-22
Как цитировать
Дубровская, Светлана, и Олег Осовский. 2021. «Наследие М. М. Бахтина и вызовы современного образования: взгляд из 2010-х Рецензия на книгу: Brandist C. Et Al. (eds) (2020) Bakhtin in the Fullness of Time». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 284-97. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-284-297.
Выпуск
Раздел
Книжные обзоры и рецензии