Взаимосвязь аккультурации и буллинга в российских школах

  • Екатерина Бушина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Азхария Каримова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школьная травля, школьный буллинг, адаптация, аккультурация, русские школьники, школьники из этнических меньшинств

Аннотация

Бушина Екатерина Валерьевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: evbushina@hse.ru (контактное лицо для переписки) 

Каримова Азхария Мухамадовна — стажер-исследователь Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: amuminova@hse.ru 

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. 

Дети из этнических меньшинств в российских школах сталкиваются с рядом проблем в адаптации, включая буллинг. Проведено исследование с целью оценить взаимосвязь стратегий аккультурации школьников из этнических меньшинств и аккультурационных ожиданий российских школьников с их ролями в ситуации школьного буллинга. В социально-психологическом опросе приняли участие 429 школьников: 200 русских в возрасте от 14 до 18 лет (M возраст = 16,18, SD возраст = 1,43) и 229 представителей этнических меньшинств в возрасте от 13 до 18 лет (M возраст = 15,67, SD возраст = 1,65). Использованы шкалы из MIRIPS и Revised Olweus Bully Victim Questionnaire (русская версия). Между русскими школьниками и представителями этнических меньшинств обнаружены значимые различия в уровне виктимизации. Выявлена положительная взаимосвязь аккультурационных ожиданий сегрегации с виктимизацией (β=0,24, p-value <0,01) и агрессией (β=0,18, p-value <0,01) у русских школьников. У представителей этнических меньшинств аккультурационная стратегия сепарации положительно взаимосвязана с виктимизацией (β=0,40, p-value <0,01), стратегия ассимиляции положительно (β=0,07, p-value <0,01), а стратегия интеграции отрицательно (β=-0,05, p-value <0,05) взаимосвязаны с агрессией. Полученные данные обсуждаются с точки зрения социокультурного подхода к исследованию буллинга.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-07-06
Как цитировать
Бушина, Е., & Каримова, А. (2022). Взаимосвязь аккультурации и буллинга в российских школах. Вопросы образования / Educational Studies Moscow, (2), 33-59. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-33-59
Выпуск
Раздел
Без рубрики