Чему учить?

  • Volodar Kraevskiy

Abstract

Вопрос "чему учить" относится к числу вечных. Ответ на него зависит от господствующих в данную эпоху представлений о том, каким должен быть человек, что он должен знать и уметь, чтобы этим представлениям соответствовать. Иными словами — каким должно быть содержание образования? В эпоху перемен, которую переживает сейчас наше отечество, переходы от одного ответа к другому вполне закономерны. Однако после многих лет поисков однозначного решения проблемы, которое соответствовало бы ожиданиям общественности, стало ясно, что процесс затянулся. Сами слова «реформа образования» стали вызывать аллергию. Так пришли к концепции модернизации образования в нашей стране. Но сама модернизация понимается поразному. Одни исходят из того, что радикально менять ничего не надо и достаточно лишь некоторое доведение отдельных наиболее обветшавших частей учебных материалов до кондиции, то есть косметическое подновление фасада. Другие еще с середины 1960х годов требуют принципиальной перемены всей системы взглядов на совокупность проблем, связанных с содержанием образования. В связи с этим в первую очередь нужно вспомнить имена инициаторов теоретической и практической работы в этом направлении — выдающегося ученогофилософа Г.П. Щедровицкого и вицепрезидента АПН СССР А.И. Маркушевича. В 1975 году другой вицепрезидент, И.Д. Зверев, на Общем собрании АПН СССР, посвященном итогам перехода на новое содержание образования, говоря о трудностях и нерешенных вопросах, о неудаче составителей новых (для того времени) учебных программ, в качестве главной причины назвал отсутствие единого педагогического взгляда на все явления, связанные с содержанием образования.

Downloads

Download data is not yet available.
Published
2010-12-31
How to Cite
Kraevskiy, Volodar. 2010. “Чему учить?”. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no. 3 (December), 5-23. https://vo.hse.ru/article/view/14884.
Section
Educational Policies