Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012
PDF

Ключевые слова

высшее образование
академическая профессия
академические контракты
университетское управление
исследовательские университеты
преподавание и исследования

Как цитировать

СивакЕ., & ЮдкевичМ. (2013). Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012. Форсайт, 7(3), 38-47. извлечено от https://vo.hse.ru/index.php/foresight-journal/article/view/19537

Аннотация

Сивак Елизавета Викторовна — младший научный сотрудник. E-mail: elizaveta.sivak@gmail.com

Юдкевич Мария Марковна — директор. E-mail: yudkevich@hse.ru 

Институт институциональных исследований (ИНИИ) НИУ ВШЭ.

Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.

За последние два десятилетия сфера высшего образования в России претерпела радикальные институциональные перемены, затронувшие, в частности, академическую профессию. В статье обсуждается динамика ряда ключевых показателей, характеризующая эти процессы. На основании данных двух сопоставительных международных исследований академической профессии, проведенных в 1992 и 2012 гг. соответственно, изучаются изменения индикаторов, связанных с предпочтениями и представлениями российских университетских преподавателей: приоритеты в области преподавания и исследовательской деятельности; роль различных факторов в принятии решений в пользу ухода либо продолжения работы в вузе; взгляды на то, кто оценивает преподавательскую и исследовательскую работу; мнения преподавателей по поводу карьерных перспектив в их дисциплинарной области и др.

Особое внимание уделено восприятию преподавателями своей роли в принятии решений в университете, низкая динамика характеристик которого свидетельствует об относительной стабильности моделей управления, сложившихся в современных российских вузах. Вместе с тем она не дает оснований говорить о переходе последних в сторону модели академического самоуправления.

Авторы приходят к выводу, что базовые установки преподавателей университетов во многом остались прежними, но изменилось восприятие самой миссии системы высшего образования. Если раньше стояла задача подготовить студентов к успешной профессиональной карьере, то теперь приоритетом видится усиление конкурентного потенциала страны на международном уровне. Однако вряд ли сегодня можно говорить о готовности вузов соответствовать новой миссии.

PDF

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.