Мотивы и институциональные условия переработок (на примере офисных служащих г. Москвы)

  • Елена Анатольевна Бейлина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Дарья Сергеевна Кантер Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Александр Александрович Клементьев Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Надежда Сергеевна Лялина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: переработки, мотивы переработок, восприятие переработок, корпоративная культура, трудовые отношения, социология труда, офисные работники

Аннотация

Работа посвящена изучению феномена переработок у офисных служащих. Статистические данные показывают, что многие россияне работают больше 40 ч в неделю, то есть законодательно закреплённого максимума, уходящего корнями в период массовой распространённости физического труда. Возрастающая доля третичного и четвертичного секторов экономики наталкивает на гипотезу о том, что «нормальная» 40-часовая рабочая неделя является избыточным ограничением рабочего времени, и сами работники воспринимают норму иначе. Согласно имеющимся исследованиям, феномен переработки может быть результатом как личностных особенностей индивида, так и институциональных и экономических изменений.
На основе 22 глубинных интервью был осуществлён анализ мотивов переработок, а также представлений офисных служащих о «нормальной» продолжительности рабочего дня и о границе между нормированным трудом и переработкой.
Выяснилось, что представления служащих о том, что такое переработка, существуют не только в категории часов. Помимо формальной переработки — труда сверх предусмотренных заключённым договором часов, существует и неформальная, которая определяется трудящимися как ощутимое и нежелательное нарушение привычного образа жизни, баланса между работой и личным временем, что приводит к психологической и физической усталости, а в результате к потере «вкуса к жизни». Также в статье представлена классификация причин и мотивов, приводящих к переработкам в среде офисных служащих. Выделены следующие мотивы: экономические (обеспечение карьерного роста или стабильности), социальные (следование нормам корпоративной культуры), психологические (избегание домашних проблем). Особое внимание уделено анализу институциональных условий труда (особенностям организационной структуры), которые могут быть причиной переработок.

Биографии авторов

Елена Анатольевна Бейлина, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студентка бакалаврской программы "Социология" факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Стажёр-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Дарья Сергеевна Кантер, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студентка бакалаврской программы "Социология" факультета социальных наук НИУ ВШЭ 
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Александр Александрович Клементьев, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студент бакалаврской программы "Социология" факультета социальных наук НИУ ВШЭ 
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Надежда Сергеевна Лялина, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студентка бакалаврской программы "Социология" факультета социальных наук НИУ ВШЭ 
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2017-02-09
Как цитировать
БейлинаЕ. А., КантерД. С., КлементьевА. А., & ЛялинаН. С. (2017). Мотивы и институциональные условия переработок (на примере офисных служащих г. Москвы). Экономическая социология, 18(1), 51-79. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2017-1-51-79
Раздел
Дебютные работы