Когортный анализ потребительских ожиданий населения России (1996−2010): теоретико-методологические основы исследования

  • Диляра Ханифовна Ибрагимова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: поведение потребителей, сберегательное поведение, потребительские ожидания, индекс потребительских настроений, когортный анализ

Аннотация

Опросы потребителей, на основе которых измеряется индекс потребительских настроений (ИПН) (Consumer Sentiment Index), проводятся более чем в 50странах, в том числе и в России. Различных исследований, опирающихся на данные потребительских опросов относительно ожиданий, немало, однако бóльшая их часть посвящена проверке и объяснению предсказательной силы прогнозов, основанных на данных опросов населения. Внемногочисленных работах, посвящённых исследованию детерминант потребительских ожиданий, анализируется взаимосвязь компонент ИПН и различных социально-демографических характеристик, в том числе и возраста. Однако при оценке влияния возраста следует различать собственно эффект возраста, проявляющийся в определённых экономических и статусных характеристиках, и эффект когорты, то есть эффект жизненного опыта поколения, прошедшего социализацию и жившего в определённых исторических условиях. Вданной статье представлен обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований, которые могут быть использованы для когортного анализа потребительских ожиданий населения. Вработе рассматриваются психологическая экономика Дж. Катоны, теория поколений К. Мангейма, концептуальная рамка использования когортного подхода в социальных науках, предложенная Н. Райдером. Особое внимание уделено обсуждению возможных стратегий решения так называемой проблемы идентификации, тоесть дифференциации влияния эффектов (1) возраста, (2) когорты и (3) исторического периода. На базе эмпирических исследований потребительского и сберегательного поведения населения анализируются преимущества и недостатки как формально-количественных процедур решения данной проблемы, связанных с различными допущениями и ограничениями, так и разнообразных содержательных подходов, нацеленных на поиск факторов, обусловливающих изменения отмеченных трёх эффектов. Встатье ставится и вопрос о том, как соотносятся когортный и поколенческий анализ, а также принципы исторической социологии в качестве методологической парадигмы подобных исследований.

Биография автора

Диляра Ханифовна Ибрагимова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономической социологии, старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Опубликован
2014-03-31
Как цитировать
ИбрагимоваД. Х. (2014). Когортный анализ потребительских ожиданий населения России (1996−2010): теоретико-методологические основы исследования. Экономическая социология, 15(2), 99-118. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2014-2-99-118
Раздел
Профессиональные обзоры