Нужно ли заниматься крупными темами в социологии?

Семинар Лаборатории экономико-социологических исследований, 6 сентября 2016 г., Москва, Россия

  • Глеб Евгеньевич Новиков Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: когортный анализ, алкоголь, поколения, крупные темы, индикаторы, «советский простой человек», социальный сдвиг, миллениалы

Аннотация

Новый сезон еженедельных семинаров Лаборатории экономико-социологических исследований стартовал 6 сентября 2016 г. Докладчиком на первом семинаре выступил заведующий лабораторией и первый проректор НИУ ВШЭ, д. э. н. В. В. Радаев. Его выступление было посвящено проблеме связи отдельных эмпирических исследований с крупными темами в социологии. Радаев предложил искать темы, которые, с одной стороны, не оторваны от эмпирической реальности, а с другой — связывают множество разнородных объектных сфер. В качестве примера такого подхода был продемонстрирован проект исследования, где значительное снижение объёма потребления алкоголя поколением Millennials (родившиеся в 1982–1999 гг.) связывается с более масштабными социальными сдвигами и, возможно, свидетельствует о постепенном уходе «советского простого человека» с позиции доминирующего социального типа. Потребление алкоголя было выбрано в качестве индикатора, поскольку этот товар тесно связан со множеством сфер жизни — со здравоохранением, политикой, экономикой, повседневной коммуникацией и др. Проблема заключается в том, что поколения, предшествующие Millennials, при скудном предложении и плохом качестве алкогольной продукции потребляли и потребляют её примерно в два раза больше, чем Millennials, хотя общая ситуация для них значительно лучше. Применив когортный анализ для описания этого парадокса, В. В. Радаев объяснил его крупными социокультурными изменениями в постсоветской России.
Доклад вызвал оживлённое обсуждение, которое затронуло как методическую сторону исследования, так и его общеметодологическую направленность. В обсуждении приняли участие сотрудники ЛЭСИ Е. С. Бердышева, Д. Х. Ибрагимова, А. Б. Круглова, О. Е. Кузина, А. В. Шевчук и др., а также студенты НИУ ВШЭ.

Биография автора

Глеб Евгеньевич Новиков, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Студент бакалаврской программы «Социология» факультета социальных наук
Лаборант Лаборатории экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Опубликован
2016-09-30
Как цитировать
НовиковГ. Е. (2016). Нужно ли заниматься крупными темами в социологии? . Экономическая социология, 17(4), 201-205. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2016-4-201-205
Раздел
Конференции