Благотворительность малого и среднего бизнеса в малом городе: эмпирический анализ

  • Марина Вячеславовна Чернышёва Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: благотворительность бизнеса, малый и средний бизнес, критическая теория, солидарность, локальное сообщество, патримониальный авторитет

Аннотация

Данная работа представляет собой результат эмпирического исследования благотворительности малого и среднего бизнеса в российском малом городе. Под благотворительностью бизнеса в статье понимается несистематическое оказание бизнесом помощи нуждающимся. Цель работы — выявление мотивов и барьеров участия малого и среднего бизнеса в благотворительности. Для объяснения существования и развития благотворительности малого и среднего бизнеса используются критическая тео-рия, теории солидарности, а также модели обмена привилегий на лояльность. Критическая теория интерпретирует консенсус между бизнесом и его стейкхолдерами через формирование идеологии, выгодной бизнесу. Благотворительность бизнеса рассматривается как средство построения положительного имиджа, приносящее выгоды для бизнеса в долгосрочной перспективе. Теории солидарности объясняют благотворительность существованием норм «общинности», которым должен соответствовать предприниматель, будучи членом местного сообщества. В модели обмена привилегий на лояльность, основанной на идее патримониального господства (М. Вебер), благотворительность объясняется наличием ресурсных обменов между властью и местным бизнесом. Эмпирической базой исследования являются 21 полуструктурированное интервью с руководителями малого и среднего бизнеса и 13 интервью с руководителями некоммерческих, бюджетных организаций, c представителями власти, местными СМИ. Исследование было проведено в 2015−2016 гг. в одном из российских малых городов путём двух выходов в поле. Установлено, что в рамках покрытого выборкой поля существование или отсутствие благотворительности бизнеса зависит от выстраивания баланса отношений между бизнесом, локальным сообществом и местными властями. Объёмы и устойчивость благотворительности отличаются в зависимости от того, какой из секторов оказывает влияние на благотворительность. Так, локальное сообщество в малом городе задаёт стабильный социальный порядок осуществления благотворительности, однако личная благотворительность невелика по масштабам. Наиболее же устойчивые и значимые благотворительные пожертвования возможны при запросах власти. Однако такие запросы осуществимы только при наличии ответных ресурсов бизнесу со стороны властей.

Биография автора

Марина Вячеславовна Чернышёва, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Аспирант департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Опубликован
2016-09-30
Как цитировать
ЧернышёваМ. В. (2016). Благотворительность малого и среднего бизнеса в малом городе: эмпирический анализ. Экономическая социология, 17(4), 129-163. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2016-4-129-163
Раздел
Дебютные работы