Потребительская социализация детей и подростков в контексте цифрового общества

  • Анна Фейгина
  • Елизавета Агузарова
  • Анастасия Коровина
  • Майа Русакова
Ключевые слова: социология детства, дети и подростки, потребительская социализация, цифровая среда, потребительское поведение, агенты потребительской социализации

Аннотация

В статье представлены результаты исследования формирования потре- бительского поведения детей и подростков в контексте цифрового обще- ства. Проблема исследования заключается в недостатке информации об особенностях формирования потребительского поведения в контексте цифрового общества. Цель исследования — выявить характер и степень влияния агентов потребительской социализации на формирование потре- бительского поведения детей и подростков в цифровом пространстве. Выделены также специфические для цифрового общества агенты социа- лизации — блогеры. В качестве теоретических оснований исследования были взяты теория социального научения и ролевая теория социализации. Подробно рассмотрено центральное для исследования понятие «потреби- тельская социализация». Сбор данных был реализован с применением метода полуструктурирован- ного интервью. В выборочную совокупность исследования вошли 80 детей и подростков в возрасте 12–16 лет из 27 регионов Российской Федерации. Интервью проводились в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Сама- ре, Казани, Перми, Сочи, Сургуте, Ростове-на-Дону и других городах. Дан- ные обрабатывались с применением одной из техник тематического ана- лиза — Template Analysis, или анализ по шаблону. Такая техника позволяет структурировать большие массивы данных по группам, составленным по иерархии. Исследование позволило выявить, что родители, братья и сёстры прини- мают активное участие в выборе и онлайн-покупке ребёнком различных гаджетов. Родители нередко ограничивают траты в цифровой среде (это касается в первую очередь игр и совершения донатов блогерам). Получате- лями донатов чаще всего оказываются не блогеры, а друзья или сверстни- ки, пробующие себя в блогерской деятельности. Блогеры на сегодняшний день пользуются авторитетом у детей и подростков: чем выше автори- тет, тем выше доверие рекламе в блогах. Данные, полученные в результа- те исследования, планируется использовать в дальнейшем при проведении исследований потребительской социализации и разработке специализиро- ванных шкал для опросов.

Биографии авторов

Анна Фейгина

Студентка 2-го курса магистратуры, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный
университет. Адрес: 191124, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3.

Елизавета Агузарова

Студентка 1-го курса магистратуры, Высшая школа менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет. Адрес: 199004, Россия, СанктПетербург, Волховский пер., д. 3.

Анастасия Коровина

Студентка 1-го курса магистратуры, стажёр-исследователь Центра прикладной социологии, факультет
социологии, Санкт-Петербургский государственный университет. Адрес: 191124, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3.

Майа Русакова

Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии, научный руководитель Социологической
клиники прикладных исследований, руководитель Центра мониторинга качества образования, директор Центра прикладной социологии, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет. Адрес: 191124, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3.

Опубликован
2023-09-01
Как цитировать
ФейгинаА., АгузароваЕ., КоровинаА., & РусаковаМ. (2023). Потребительская социализация детей и подростков в контексте цифрового общества. Экономическая социология, 24(4), 38-61. извлечено от https://vo.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/18208
Раздел
Новые тексты