Рынок труда соискателей и трения в поиске работы на современных онлайн-платформах
Аннотация
В статье изучаются состояние рынка труда соискателей и трения, препятствующие эффективному поисковому поведению на современных онлайн-платформах. Совпадения (matching) всё больше начинают зависеть от специфики человеческого капитала и современных цифровых технологий. В целом поиск работы в Интернете включает как традиционный набор проблем (сегментация и маргинализация рабочей силы), так и производит новые, к которым прежде всего относятся информационно-коммуникативные помехи и искажения, объединённые в литературе термином «поисковые трения» (search frictions). В теоретической части статьи на базе обзора зарубежной литературы анализируются проблемы, осложняющие поиск работы. Нерешённые проблемы способствуют формированию «спотового» рынка труда, который разгоняет инфляцию образования, зарплат и борьбу за таланты. Одновременно разрастается (онлайн-) рынок труда, чьё состояние характеризуется не как кризисное, а как «вялое», то есть длительный поиск работы и отбор персонала сопрягаются с большим количеством фиктивных и неподходящих предложений с обеих сторон. Во второй части статьи размещены результаты авторского социологического исследования особенностей функционирования российского онлайн-рынка труда соискателей (использован метод статистического изучения структурированного массива данных (10 млн записей), предоставленного государственным сервисом «Работа в России»). Анализ показал, что только значительный масштаб интернет-площадки не гарантирует гражданам помощи в поиске работы. Низкое качество платформы, выраженная регионализация рынка, наличие дискриминационных практик (гендерные стратегии поиска работы, высокая дисперсия заработных плат), отсутствие культуры поиска работы, с одной стороны, согласуются с тенденциями развития рынка труда в западных странах. С другой стороны, множество трений сужают шансы на успех трудоустройства у соискателей и приводят к общей стагнации рынка. Изученная государственная платформа, несмотря на наличие молодых и высокообразованных кандидатов, полностью отвечает всем признакам слабого рынка труда, при котором доминируют «неидеальные» категории кандидатов с ориентацией на «простые» сигналы работодателю, а в итоге — на неоптимальный результат поиска работы.