Онлайн-дейтинг: рынок или базар? Процесс поиска брачной пары на православном сайте знакомств
Аннотация
По мнению некоторых исследователей, в современных условиях маркетизации культуры процессы поиска и выбора пары всё больше приобретают рыночные черты, что особым образом отражается на поиске «второй половинки» на платформах знакомств [Heino, Ellison, Gibbbs 2010; Schmitz 2017]. Логика платформ с религиозной направленностью, где целью провозглашается поиск брачного партнёра «раз и на всю жизнь», может вступать в конфликт с рыночной логикой интеграции на сайте знакомств. В данном исследовании на основании проведённых весной 2021 г. глубинных полуструктурированных интервью с пользователями православной платформы для знакомств (возраст 18–35 лет, из Москвы и ближайшего Подмосковья) ставится цель выявления формы интеграции, подходящей для описания поиска пары на данном сайте. Процесс поиска «второй половинки» рассматривается сперва как поиск на рынке, в традиции Дж. Акерлофа, где анкета и фото выступают институциональными механизмами преодоления проблемы несовершенства информации и качества товара, а затем как базар, в духе К. Гирца, на котором переписка является торгом, а пользователи ради нахождения «своего человека» стремятся к клиентелизации. Авторы приходят к выводу, что оптика базара имеет больше преимуществ для описания рассмотренного кейса. В заключении работы проблематизируется сама оптика рынка, а также уделяется внимание функционированию платформ в целом.