Роль социальных медиа в адаптации россиян, занятых на прекарных рынках труда в Корее и Китае
Аннотация
Как мигранты используют социальные медиа для адаптации, в том числе на рынке труда? Имеет ли значение для адаптации, какие социальные медиа доступны и каково их количество? В данной статье, отвечая на эти вопросы, мы обращаем внимание на весьма специфичную социальную группу российских граждан, занятых на прекарных работах в Китае и Южной Корее. Данные сегменты рынка труда почти не описаны в научной литературе в основном потому, что российские трудовые мигранты в Корею и Китай не наблюдаемы ни для страны приёма, ни для страны отправления. Как правило, эти люди не имеют урегулированного миграционного статуса, то есть у них нет разрешений на работу, долгосрочное проживание, страховок, других необходимых миграционных документов. Свою задачу мы видим в том, чтобы сравнить две ситуации — корейскую, где мигрантам доступны разные социальные медиа (WhatsApp, VK, Viber и другие), и китайскую, где преобладает WeChat, чтобы понять, что происходит в условиях одной доминирующей медиа. Помимо анализа объявлений о поиске работы и вакансиях в социальных медиа (WeChat, VK, Telegram, WhatsApp), мы проводили лейтмотивные интервью с прекарными занятыми (23 интервью с людьми, работавшими на китайских прекарных рынках, и 31 интервью с людьми, занятыми на корейских прекарных рынках).