«Социальная стратегия» Миколая Пискорски — рецепт извлечения прибыли из интернет-платформ, к которому у социолога остаётся много вопросов

Рецензия на книгу: Piskorski M. J. 2016. A Social Strategy: How We Profit from Social Media. Princeton, NJ: Princeton University Press. 275 p.

  • Оксана Евгеньевна Дорофеева Университет Амстердама
Ключевые слова: интернет-платформы, социальные неудачи, издержки взаимодействия, социальные решения, социальные стратегии, критика, интернет-исследования

Аннотация

Миколай Пискорски в книге с довольно обманчивым названием (медиа его совершенно не интересуют) предлагает подход к анализу взаимодействия людей и оценке эффективности интернет-платформ, с помощью которого читатели должны научиться их использовать для извлечения прибыли. Взаимодействие людей рассматривается как рациональное поведение в терминах выгоды и издержек — эти последние, как считает Пискорски, и должны снижать интернет-платформы. Предполагается, взамен того что компании помогают людям общаться друг с другом с помощью социальных платформ, пользователи будут готовы сделать что-то для компаний — платить больше за их продукты или же выполнять бесплатную работу (приводить новых клиентов, генерировать контент). Пискорски демонстрирует, как работает его подход, анализируя сами интернетплатформы (например, Facebook, Twitter, дейтинговые приложения, LinkedIn) и показывая примеры бизнес-стратегий разных компаний (например, American Express, Nike), в которых используются платформы. Несмотря на то что книга производит впечатление ориентированной не только (и, кажется, не столько) на академическую аудиторию, сколько на практиков, у автора есть амбиции повлиять своей работой и на экономистов, и на социологов. В связи с этим рецензент ставит перед собой задачу рассмотреть книгу Пискорски с точки зрения её положения в пространстве социальных наук. Сам Пискорски видит новизну своего подхода во внимании к социальному, к взаимодействиям и социальным нормам, однако книга остаётся глубоко экономической по своей сути и поэтому может подвергнуться классической социологической критике, то есть может быть встречена упрёками в слишком универсалистских заявлениях и нечувствительности к контекстам. Эти свойства подхода Пискорски временами идут в ущерб анализу разнообразных и чрезвычайно любопытных данных и оставляют пространство для критического комментария из поля интернет-исследований, к которым и обращается автор рецензии.

Биография автора

Оксана Евгеньевна Дорофеева, Университет Амстердама

Студентка магистерской программы Research Master’s in Social Sciences (исследовательская магистратура по социальным наукам) в Университете Амстердама
Участник клуба любителей интернета и общества
Адрес: Нидерланды, 1018 WV, г. Амстердам, ул. Ньюэ Ахтерграхт, д. 166

Опубликован
2019-09-30
Как цитировать
ДорофееваО. Е. (2019). «Социальная стратегия» Миколая Пискорски — рецепт извлечения прибыли из интернет-платформ, к которому у социолога остаётся много вопросов. Экономическая социология, 20(4), 126-138. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-4-126-138
Раздел
Новые книги