Когнитивный анализ и выбор стратегических целей предприятия

  • Роберт А. Караев Институт систем управления, Национальная академия наук Азербайджанской Республики, Азербайджанская Республика, AZ1141, г. Баку, ул. Б. Вагабзаде, д. 9
Ключевые слова: когнитивный подход, стратегические цели предприятия, технология анализа и выбора

Аннотация

      Одним из наиболее ответственных и уязвимых этапов стратегического менеджмента является когнитивный этап, связанный с трансформацией стратегического видения и миссии предприятия в его стратегические цели. На этом этапе менеджмент сталкивается с проблемой выработки согласованного коллективного мнения относительно состава формируемых целей и объективной оценки их эффективности. Трудности, возникающие в этой области, обусловлены феноменологическими особенностями этапа – неформальным характером процедур трансформации, многокритериальным характером целей, многочисленными факторами неопределенности и рисками, усугубляемыми возросшей изменчивостью бизнес-среды, а также когнитивными барьерами, возникающими из-за лингвистических разночтений и различий в профессиональном опыте разработчиков стратегии. Такого рода особенности этапа в итоге приводят к неоднозначным решениям относительно состава целей и неоднозначным оценкам их эффективности. В этих условиях традиционные инструменты поддержки (многочисленные версии экспертных методов, метод «мозгового штурма», BSC-карты Каплана–Нортона, SMART-технология и др.) сталкиваются с серьезными ограничениями. В статье предлагается когнитивная технология формирования согласованного комплекса целей предприятия, в значительной степени учитывающая особенности данного этапа. Технология представляет собой единую процедуру, интегрирующую возможности традиционных инструментов поддержки и расширяющую ее креативный потенциал на основе моделей экспериментальной психосемантики и методов неметрического многомерного шкалирования. В ходе реального обследования ряда предприятий получены результаты, показывающие, что когнитивные технологии открывают новые перспективы целевого анализа. Они могут служить полезным дополнением к существующим инструментам поддержки и способствовать конструированию более эффективных и реалистических стратегий предприятий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-12-29
Как цитировать
Караев Р. А. (2019). Когнитивный анализ и выбор стратегических целей предприятия. БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА, 13(4), 28-38. https://doi.org/10.17323/1998-0663.2019.4.28.38
Раздел
Моделирование социальных и экономических систем