Метод оценивания рыночной стоимости арт-объекта на основе интерполяционной модели
Аннотация
Задача оценивания рыночной стоимости арт-объекта (AO) актуальна для художников, арт-дилеров, коллекционеров, музейных работников и пр. К ее решению привлекаются эксперты и оценщики, нуждающиеся в соответствующих средствах автоматизации. Она усложняется несогласованностью понятийного аппарата специалистов различных областей знаний, спецификой AO и арт-рынка. Известные методы ее решения, тем более автоматизированные, не многочисленны и не универсальны. Цель исследования – разработка метода автоматизированного оценивания рыночной стоимости AO, определяющего ее как сумму двух компонентов: себестоимости создания AO и добавленной стоимости – стоимости актива «ценность AO». Для вычисления первого компонента используется затратный подход и аддитивная модель, второго – сравнительный подход и интерполяционная модель. Добавленная стоимость современных AO представляется функцией от параметров каждого из четырех ценообразующих факторов AO: «ценность художника», «художественная ценность AO», «культурная ценность AO», «качество состояния AO». Предполагается реализовать модели в виде программного комплекса, интегрируемого в информационные системы современных арт-институций, согласовав используемые форматы данных.