Система менеджмента знаний в стратегическом управлении университетом

  • Наталья В. Днепровская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, 125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 49/2 https://orcid.org/0000-0002-9600-8474
  • Инесса В. Шевцова Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4 https://orcid.org/0000-0003-1518-6277
Ключевые слова: управление знаниями, поток знаний, цифровая среда, модель знаний, метрики

Аннотация

      Цель исследования состоит в концептуальном раскрытии применения системы менеджмента знаний (СМЗ) в качестве механизма стратегического развития университета. Международный опыт доказывает положительное виляние СМЗ на производительность образовательных организаций. На основе анализа зарубежного опыта применения СМЗ в высшем образовании (ВО) выработаны обобщенные теоретические положения и концептуальная схема СМЗ. Теоретические положения состоят в том, что 1) объектом воздействия менеджмента знаний (МЗ) являются действия сотрудников, а не сами знания; 2) особенности ВО ограничивают трансфер механизмов МЗ из бизнеса; 3) специфика каждого университета определяет структуру и содержание СМЗ для его развития. На базе модели цикла знаний Socialization–Externalization–Combination–Internalization (SECI) представлен процесс МЗ в ВО, дополненный на каждом этапе перечнем действий сотрудников и набором цифровых сервисов. Привносится новшество в модель SECI, в которой поток знаний движется не по спирали, а волнами, проходя через этапы недокументированных, частично документированных и документированных знаний. Показано, что поток знаний может, не достигая этапа документированных знаний, пригодных для использования в организации, возвращаться на доработку на предыдущие этапы. Поток знаний может прерываться на любом из этапов. Преимущество предложенного концепта СМЗ для ВО заключается в возможности проведения контроля потоков знаний до того, как они обретут форму документов. Работа со знаниями в цифровой среде впервые позволяет сделать этот начальный этап прозрачным для контроля посредством измерения интенсивности деятельности преподавателей, а на последующих этапах – производить измерение самого потока знаний. Благодаря этому становится возможным управленческое воздействие на сотрудников и контроль потоков знаний. Руководство университета получает полную картину об активности преподавателей и интенсивности работы со знаниями, связанными с учебными дисциплинами и образовательными программами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2023-06-29
Как цитировать
ДнепровскаяН. В., & Шевцова И. В. (2023). Система менеджмента знаний в стратегическом управлении университетом. БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА, 17(2), 20-40. https://doi.org/10.17323/2587-814X.2023.2.20.40
Раздел
Без рубрики