Имитационная модель интеллектуальной транспортной системы «умного города» с адаптивным управлением светофорами на основе нечеткой кластеризации

  • Армен Л. Бекларян Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Центральный экономико-математический институт, Российская академия наук, Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47 https://orcid.org/0000-0001-5141-5140
  • Левон А. Бекларян Центральный экономико-математический институт, Российская академия наук, Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47 https://orcid.org/0000-0001-5695-4450
  • Андраник С. Акопов Центральный экономико-математический институт, Российская академия наук, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-0627-3037
Ключевые слова: адаптивное управление, агентное моделирование, AnyLogic, интеллектуальная транспортная система, «умный город», «умные светофоры», нечеткая кластеризация

Аннотация

      В данной статье представлена новая имитационная модель интеллектуальной транспортной системы (ИТС) «умного города» с адаптивным управлением светофорами. Предложенная транспортная модель, реализованная в AnyLogic, позволяет изучать поведение взаимодействующих агентов: транспортных средств (ТС) и пешеходов (П) в рамках многоагентной ИТС типа «Манхэттенской решетки». Пространственная динамика агентов в подобной ИТС описывается с использованием систем конечно-разностных уравнений с переменной структурой с учетом регулирующего воздействия «умных» светофоров. Исследованы различные способы управления светофорами, направленные на максимизацию суммарного трафика выходного потока ИТС, в частности, посредством формирования требуемой длительности фаз с использованием генетического оптимизационного алгоритма, с помощью локального («слабоадаптивного») управления переключениями и на основе предложенного алгоритма нечеткой кластеризации. Исследуются возможности оптимизации характеристик систем индивидуального управления поведением светофоров при различных сценариях, в частности, для ИТС с пространственно-однородными и периодическими характеристиками. Для определения наилучших значений индивидуальных параметров систем управления светофорами, таких как, длительности фаз, радиусы наблюдений за транспортными и пешеходными потоками, пороговые коэффициенты, количество кластеров и др., применяется ранее предложенный параллельный генетический оптимизационный алгоритм с вещественным кодированием (класса RCGA). Предложенный метод адаптивного управления светофорами на основе нечеткой кластеризации демонстрирует большую эффективность в сравнении с известными методами коллективного воздействия и локального («слабоадаптивного») управления. Результаты работы могут быть рассмотрены как компонента системы принятия решений в управления городскими службами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2023-09-28
Как цитировать
Бекларян А. Л., Бекларян Л. А., & Акопов А. С. (2023). Имитационная модель интеллектуальной транспортной системы «умного города» с адаптивным управлением светофорами на основе нечеткой кластеризации. БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА, 17(3), 70-86. https://doi.org/10.17323/2587-814X.2023.3.70.86
Раздел
Без рубрики