Нейросетевые технологии в управлении цепями поставок: методика выбора покупателя
Аннотация
Эффективность управления цепями поставок зависит, в том числе, от выбора и слаженного взаимодействия с покупателями продукции. Статья посвящена разработке методики выбора покупателя на региональном оптово-розничном рынке топлива. Методологической базой исследования является теория многомерного статистического анализа и нейронных сетей. Основным инструментом для разработки методики послужили нейросетевые технологии, при помощи которых можно корректно оценить границы диапазона значений показателей, характеризующих потребителей и отражающих их историю покупательского поведения, для выбора потенциальных клиентов и возможности дальнейшего сотрудничества с уже существующими. Информационную базу работы составили данные о покупателях продукции, данные электронного справочника 2ГИС, результаты проведенного первичного статистического анализа и построения прогнозов, сделанных на основе нейросетей различной топологии. Предложена авторская методика выбора покупателя, имеющая потенциал развития и использования для решения ряда других управленческих задач. В рамках апробации была определена наиболее подходящая конфигурация нейросети, и оценены стандартные значения входных барьеров для выбора покупателя. Апробация разработанной методики была проведена на примере компании, функционирующей на оптово-розничном рынке топлива в г. Новосибирске и Новосибирской области. В процессе верификации модели нейронной сети было проведено сопоставление качества классификации клиентов на основе моделей логистической регрессии, дерева принятия решений и случайного леса, и обнаружено, что нейросетевой подход обеспечивает наилучшие результаты оценивания степени пригодности клиентов. Разработаны рекомендации по совершенствованию нейросетевых моделей, включающие расширение набора факторов, которые определяют характеристики потребителей, а также оптимизацию внутренней структуры нейронных сетей.
Скачивания
Литература
Rosenblatt F. (1965) Principles of neurodynamics: Perceptrons and the theory of brain mechanisms. Moscow: Mir (in Russian).
Rumelhart D.E., Hinton G.E., Williams R.J. (1986) Learning internal representations by error propagation. Parallel Distributed Processing, Cambridge, MA, MIT Press, vol. 1, pp. 318–362. https://doi.org/10.1016/B978-1-4832-1446-7.50035-2
Galushkin A.I. (2010) Neural networks: basic theory. Moscow: Hotline –Telecom (in Russian).
Hinton G., Le Cun Y., Bengio Y. (2015) Deep learning. Nature, vol. 521, pp. 436–444. https://doi.org/10.1038/nature14539
Sevastyanov L.A., Shchetinin E.Yu. (2020) On methods for increasing the accuracy of multi-class classification on unbalanced data. Informatics and its applications, vol. 14, no. 1, pp. 63–70 (in Russian). https://doi.org/10.14357/19922264200109
Timofeev V.S., Faddeenkov A.V., Shchekoldin V.Yu. (2016) Econometrics. Moscow: YURAYT (in Russian).
Tsoi M.E., Shchekoldin V.Yu. (2021) Marketing research: methods for analyzing marketing information. Novosibirsk: Publishing house of NSTU (in Russian).
Breiman L. (2001) Random Forests. Machine Learning, vol. 45, no. 1, pp. 5–32. https://doi.org/10.1023/A:1010933404324
Chistyakov S.P. (2013) Random forests: a review. Proceedings of the Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, no. 1, pp. 117–136 (in Russian).
Abbate R., Manco P., Caterino M., et al. (2022) Demand forecasting for delivery platforms by using neural network. IFAC-Papers OnLine, vol. 55, no. 10, pp. 607–612. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2022.09.465
Danilchenko M.N., Muravnik A.B. (2021) Neural network approach to route construction in a special-purpose automated control system. High-tech technologies in space exploration of the Earth, vol. 13, no. 1, pp. 58–66 (in Russian). https://doi.org/10.36724/2409-5419-2021-13-1-58-66
Sustrova T. (2016) A suitable artificial intelligence model for inventory level optimization. Trends Economics and Management, vol. 10(25), pp. 48–55. https://doi.org/10.13164/trends.2016.25.48
Mikhailin D.A. (2017) Neural network algorithm for safe flight around air obstacles and prohibited ground zones. Scientific Bulletin of MSTU GA, vol. 20, no. 4, pp. 18–24 (in Russian). https://doi.org/10.26467/2079-0619-2017-20-4-18-24
Hughes A. (1996) Boosting Response with RFM. New York: Marketing Tools.
Griffin J. (2002) Customer loyalty: how to earn it, how to keep it. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
Guo Li. (2011) A research on influencing factors of consumer purchasing behaviors in cyberspace. International Journal of Marketing Studies, vol. 3, no. 3, pp. 182–188. https://doi.org/10.5539/ijms.v3n3p182
Tsoi M.E., Shchekoldin V.Yu., Lezhnina M.N. (2017) Construction of segmentation based on modified RFM analysis to increase consumer loyalty. Russian Entrepreneurship, vol. 18, no. 21, pp. 3113–3134 (in Russian). https://doi.org/10.18334/rp.18.21.38506
Saunders M., Lewis F., Thornhill E. (2006) Methods of conducting economic research. Moscow: EKSMO (in Russian).
Demsar J., Curk T., Erjavec A., et al. (2013) Orange: Data mining toolbox in Python. Journal of Machine Learning Research, vol. 14, pp. 2349–2353.
Sturges H. (1926) The choice of a class-interval. Journal of the American Statistical Association, vol. 21, pp. 65–66. https://doi.org/10.1080/01621459.1926.10502161
Prieto A., Prieto B., Ortigosa E.M., et al. (2016) Neural networks: An overview of early research, current frameworks and new challenges. Neurocomputing, vol. 214, pp. 242–268. https://doi.org/10.1016/j.neucom.2016.06.014
Upton G. (1982) Analysis of contingency tables. Moscow: Finance and Statistics (in Russian).
Cochran W. (1976) Sampling methods. Moscow: Statistics (in Russian).
Bakhvalov N.S., Zhidkov N.P., Kobelkov G.M. (2020) Numerical methods. Moscow: Knowledge Laboratory (in Russian).
Liker J. (2005) Dao Toyota: 14 principles of management of the world's leading company. Moscow: Alpina Business Books (in Russian).