Call for papers: cпецвыпуск «Психометрические исследования: современные методы и новые возможности для образования»

2022-10-25

Уважаемые коллеги,

журнал «Вопросы образования / Educational Studies Moscow» приглашает авторов для публикации академических статей в тематическом выпуске о достижениях современной психометрики и использовании психометрических методов в исследованиях в сфере образования в широкой перспективе.

Приглашенные редакторы специального выпуска:

Карданова Елена Юрьевна,

ординарный профессор, директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ

Иванова Алина Евгеньевна,

научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ

Психометрика как научная дисциплина охватывает широкую область измерений perc se, и связана с созданием инструментов оценки, методами измерения конструктов, разработкой и применением формализованных моделей, которые могут служить для связи наблюдаемых явлений с теоретическими атрибутами. Во всем мире интерес к применению психометрических подходов в социальных науках, и прежде всего в образовании и психологии, очень высок. При этом публикаций психометрических исследований на русском языке все еще крайне мало.

Цель этого специального выпуска — представление широким кругом авторов, из различных организаций, сфер и уровней образования (и не только) примеров использования современных психометрических методов для решения актуальных проблем в исследованиях в образовании, а также в исследованиях на стыке образования и психологии, образования и различных сфер бизнеса. На какие исследовательские вопросы помогают ответить психометрические методы? Какие новые вопросы задает сама психометрика? Как психометрики меняют исследовательскую оптику в образовании? Мы ждем ответов исследователей и практиков на эти вопросы.

Указанный специальный выпуск отразит, с одной стороны, ключевые теоретические и методологические подходы к психометрическому моделированию в оценивании в образовании и смежных областях, и, с другой стороны, современный опыт самого широкого круга эмпирических исследований с использованием методов психометрики, от разработки и валидизации инструментов измерения до применения методов машинного обучения для автогенерации тестовых заданий с заданными психометрическими свойствами.

Приоритет будут иметь работы, учитывающие передовые достижения современной психометрики и методов измерений (например, Epskamp, Rhemtulla, & Borsboom, 2017; Von Davier, Deonovic, Yudelson, Polyak, & Woo, 2019), включая психометрический анализ данных (например, Myford, & Wolfe, 2003, 2004), психометрические методы в тест-девелопменте (например, Zieky, 2014), психометрические методы в обучении (Rupp, Gushta,  Mislevy, & Shaffer, 2010), методологические вопросы измерения сложных конструктов (Zlatkin-Troitschanskaia, Shavelson, Kuhn, 2015). Приветствуются работы, затрагивающие вопросы применения современной теории тестирования и конфирматорного факторного анализа, сетевой и вычислительной психометрики, использования методов машинного обучения для аналитики в образовании и др. В круг интересов входят не только эмпирические работы, применяющие уже известные в исследовательском сообществе инструменты и методы, но и разработка новых подходов к измерению, представление новых моделей и методов измерения в образовании. Мы рассчитываем, что выпуск продолжит традицию психометрически-ориентированных методологических исследований, публиковавшихся в разное время на страницах журнала (например, Федерякин и др., 2021; Чиркина, Хавенсон, 2017 и др.).

Просим авторов сообщить о своем намерении участвовать в специальном выпуске журнала, заполнив краткую онлайн-форму (https://forms.gle/ThAojt4QQaFpkWZ77) до 14 ноября 2022 г.

Материалы в журнал принимаются до 26 февраля 2022 через электронную систему подачи статей на сайте журнала https://vo.hse.ru/about/submissions (выбрать раздел «СВ Психометрика»)

Планируемый срок публикации номера – четвертый квартал 2023 года.

Больше узнать об условиях и требованиях к публикации можно в соответствующем разделе на сайте: https://vo.hse.ru/conditions 

 

References

Epskamp, S., Rhemtulla, M., & Borsboom, D. (2017). Generalized network psychometrics: Combining network and latent variable models. Psychometrika, 82(4), 904–927. https://doi.org/10.1007/s11336-017-9557-x

Myford, C. M., & Wolfe, E. W. (2003). Detecting and Measuring Rater Effects Using Many-Facet Rasch Measurement: Part 1. Journal of Applied Measurement, 4(4), 386–422.

Myford, C. M., & Wolfe, E. W. (2004). Detecting and Measuring Rater Effects Using Many-Facet Rasch Measurement: Part 2. Journal of Applied Measurement, 5(2), 189–227.

Rupp, A. A., Gushta, M., Mislevy, R. J., & Shaffer, D. W. (2010). Evidence-centered Design of Epistemic Games: Measurement Principles for Complex Learning Environments. The Journal of Technology, Learning and Assessment8(4). Retrieved from https://ejournals.bc.edu/index.php/jtla/article/view/1623

von Davier AA, Deonovic B, Yudelson M, Polyak ST and Woo A (2019) Computational Psychometrics Approach to Holistic Learning and Assessment Systems. Front. Educ. 4:69. https://doi.org/10.3389/feduc.2019.00069

Zieky, M. J. (2014). An introduction to the use of evidence-centered design in test development. Psicología Educativa20(2), 79-87. https://doi.org/10.1016/j.pse.2014.11.003

Zlatkin-Troitschanskaia, O., Shavelson, R. J., & Kuhn, C. (2015). The international state of research on measurement of competency in higher education. Studies in Higher Education40(3), 393-411. https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1004241

Федерякин Д., Ларина Г., Карданова Е. (2021). Измерение базовой математической грамотности в начальной школе. Вопросы образования / Educational Studies Moscow, (2), 199-226. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-199-226

Чиркина Т., Хавенсон Т. (2017). Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA. Вопросы образования / Educational Studies Moscow, (1), 207-229. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-207-229