Скрыть
Раскрыть

Казин Ф. А. 1, Лукьянова Н. Г.2
  • 1 Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 191002 Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11–13.
  • 2 Комитет финансов Санкт-Петербурга, 190000 Санкт-Петербург, Вознесенский просп., 16.

Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников

2022. № 2. С. 155–189 [содержание номера]
Казин Филипп Александрович — кандидат исторических наук, проректор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, доцент департамента государственного администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). 
Адрес: 191002 Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11–13. E-mail: fkazin@hse.ru (контактное лицо для переписки) 

Лукьянова Наталия Германовна — кандидат экономических наук, начальник отдела по обеспечению открытости бюджета Комитета финансов Санкт-Петербурга. 
Адрес: 190000 Санкт-Петербург, Вознесенский просп., 16. E-mail: lukyanova@kfin.gov.spb.ru 

Представления старшеклассников о современной школе и школе будущего анализируются в контексте актуальной дискуссии о системе ценностей и взглядах на жизнь, характерных для российской молодежи. Эмпирической основой исследования послужил опрос учащихся 9–11-х классов в 46 школах Санкт-Петербурга, проведенный в ходе форсайт-сессий в рамках проекта «Твой бюджет в школах — 2021» в сентябре — декабре 2021 г. Показано, что по сравнению с данными более ранних исследований в структуре образа школы повышается значимость таких элементов, как «навыки для взрослой жизни», «компьютерная грамотность», «умение продуктивно общаться», «саморазвитие и самовоспитание», «навыки сотрудничества», «готовность к проведению свободного времени». И, напротив, снижается значимость таких элементов, как «общая грамотность», «работа с информацией», «предметные результаты», «готовность к трудовой деятельности и зарабатыванию на жизнь». Ключевые слова, характеризующие желаемый образ школы будущего, — «комфорт», «практические навыки для взрослой жизни», «саморазвитие», «продуктивное общение», «здоровье» и «отдых». На основании высказанных подростками предпочтений относительно школы будущего авторы делают вывод о сформированности в среде учащихся запроса на создание в школах современных комфортных пространств для активной учебной и внеучебной деятельности. Те же самые пространства при условии повышения значимости проектного обучения и вовлечения молодых людей в процессы социального проектирования могут быть эффективно использованы для общественно-полезной деятельности как минимум на уровне школы и местного сообщества, значимой для формирования активной гражданской позиции.
Библиографическое описание: Казин Ф.А., Лукьянова Н.Г. (2022) Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С. 155-189. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-155-189
BiBTeX
RIS

Новости

30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»


20 июня 2022

Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"