Hide
Раскрыть

Philip Kazin 1, Natalia Lukyanova2
  • 1 St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, 11–13 Lomonosova St., 191002 Saint-Petersburg, Russian Federation
  • 2 St. Petersburg Finance Committee, 16 Voznesensky Av., 190000 Saint-Petersburg, Russian Federation

The School of Today and Tomorrow through the Eyes of High School Students

2022. No. 2. P. 155–189 [issue contents]
Filip A. Kazin — Ph.D. in History, Vice-Rector of the St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Associate Professor of the Department of Public Administration, HSE University (St. Petersburg). 
Address: 11–13 Lomonosova St., 191002 Saint-Petersburg, Russian Federation. E-mail: fkazin@hse.ru (сorresponding author) 

Natalia G. Lukyanova — Ph.D. in Economics, Head of the Budget Transparency Department, St. Petersburg Finance Committee. 
Address: 16 Voznesensky Av., 190000 Saint-Petersburg, Russian Federation. E-mail: lukyanova@kfin.gov.spb.ru 

The article dwells on the image of the modern and future school in the context of the system of values and outlook on the life of Russian high school students of 9-11 grades. The empirical basis of the study is the analysis of the answers of high school students from 46 schools of St. Petersburg to the questions posed during the school foresight sessions in September-December 2021 within the project “Your Budget at Schools 2021”. The study includes a detailed consideration of the image of the school through the eyes of high school students of St. Petersburg, as well as the interpretation of this image in terms of its relationship with the system of values of modern youth. The main conclusions of the study are that the importance of such elements as “adult life skills”, “computer competence”, “efficient communication skills”, “self-development and self-improvement”, “collaboration skills”, “readiness to extracurricular activities” has increased in the structure of the school image. On the contrary, the importance of such elements as “general literacy”, “working with information”, “school subject results”, “readiness to work and earn a living” goes down. Comfort, practical skills for adult life, self-development, efficient communication, health, and recreation become the keywords describing the desired image of the “future” school. In our opinion, the image of the “future school” in the minds of high school students reflects primarily their urgent need for having at schools modern comfortable spaces for active learning and extracurricular activities. At the same time, the rise of project-based learning importance, the involvement of young people into social design processes provide good opportunities to use these spaces for the development of socially useful activities (at least at school and local community level), which has high educational and civil impact.
Citation: Kazin F.A., Lukyanova N.G. (2022) Shkola segodnya i zavtra glazami starsheklassnikov [The School of Today and Tomorrow through the Eyes of High School Students]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no2, pp. 155-189. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-155-189
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Казин Ф. А. 1, Лукьянова Н. Г.2
  • 1 Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 191002 Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11–13.
  • 2 Комитет финансов Санкт-Петербурга, 190000 Санкт-Петербург, Вознесенский просп., 16.

Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников

2022. № 2. С. 155–189 [содержание номера]
Казин Филипп Александрович — кандидат исторических наук, проректор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, доцент департамента государственного администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). 
Адрес: 191002 Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11–13. E-mail: fkazin@hse.ru (контактное лицо для переписки) 

Лукьянова Наталия Германовна — кандидат экономических наук, начальник отдела по обеспечению открытости бюджета Комитета финансов Санкт-Петербурга. 
Адрес: 190000 Санкт-Петербург, Вознесенский просп., 16. E-mail: lukyanova@kfin.gov.spb.ru 

Представления старшеклассников о современной школе и школе будущего анализируются в контексте актуальной дискуссии о системе ценностей и взглядах на жизнь, характерных для российской молодежи. Эмпирической основой исследования послужил опрос учащихся 9–11-х классов в 46 школах Санкт-Петербурга, проведенный в ходе форсайт-сессий в рамках проекта «Твой бюджет в школах — 2021» в сентябре — декабре 2021 г. Показано, что по сравнению с данными более ранних исследований в структуре образа школы повышается значимость таких элементов, как «навыки для взрослой жизни», «компьютерная грамотность», «умение продуктивно общаться», «саморазвитие и самовоспитание», «навыки сотрудничества», «готовность к проведению свободного времени». И, напротив, снижается значимость таких элементов, как «общая грамотность», «работа с информацией», «предметные результаты», «готовность к трудовой деятельности и зарабатыванию на жизнь». Ключевые слова, характеризующие желаемый образ школы будущего, — «комфорт», «практические навыки для взрослой жизни», «саморазвитие», «продуктивное общение», «здоровье» и «отдых». На основании высказанных подростками предпочтений относительно школы будущего авторы делают вывод о сформированности в среде учащихся запроса на создание в школах современных комфортных пространств для активной учебной и внеучебной деятельности. Те же самые пространства при условии повышения значимости проектного обучения и вовлечения молодых людей в процессы социального проектирования могут быть эффективно использованы для общественно-полезной деятельности как минимум на уровне школы и местного сообщества, значимой для формирования активной гражданской позиции.
Библиографическое описание: Казин Ф.А., Лукьянова Н.Г. (2022) Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С. 155-189. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-155-189
BiBTeX
RIS

Новости

30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»


20 июня 2022

Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"