Скрыть
Раскрыть

Гасинец М. В.1, Капуза А. В.1, Добрякова М. С.1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения

2022. № 1. С. 75–97 [содержание номера]
Гасинец Михаил Васильевич — аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: mgasinec@hse.ru (контактное лицо для переписки) 

Капуза Анастасия Васильевна — научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: akapuza@hse.ru 

Добрякова Мария Сергеевна — главный эксперт Лаборатории проектирования содержания образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: mdobryakova@hse.ru 

Адрес: 101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10. 

Во всем мире образовательные реформы в целом и реформы содержания образования в частности сталкиваются с трудностями в реализации. Важным фактором успешного осуществления таких реформ исследователи считают агентность учителя — его активную самостоятельную деятельность, направленную на преобразование привычных школьных практик и рутин. Высокий уровень агентности не может быть достигнут без убежденности в собственной способности значимо влиять на результаты своей работы и в своей компетентности. 
Проведено исследование с целью выяснить, какую роль российские учителя отводят школе, семье и самим учащимся в формировании учебного успеха школьников, а также как объясняют свой выбор. С применением стратегии смешивания методов анализируются результаты всероссийского опроса более 4000 учителей и 12 фокус-групп с общим числом участников более 100 человек. 
Установлено, что более половины учителей не относят свою работу и другие школьные факторы к числу главных в деле формирования академического успеха школьников. Учителя склонны приписывать решающее значение усилиям самого ребенка и вкладу семьи. Среди учителей распространено мнение, что главные факторы академического успеха лежат вне их контроля. Школа выполняет лишь инструментальную функцию раскрытия того потенциала, который заложен в ребенка семьей. Таким образом, среди учителей распространены установки, которые не способствуют тому уровню агентности, который стимулировал бы их к преобразованию привычных практик в ходе реформ содержания образования.
Библиографическое описание: Гасинец М.В., Капуза А.В., Добрякова М.С. (2022) Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 1. С. 75–97. https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2022-1-75-97
BiBTeX
RIS

Новости

21 апреля 2022

XIII Конференция исследователей высшего образования (ИВО) 2022: call for papers


31 марта 2022

Секции на тему образования в программе XXIII Ясинской международной научной конференции


30 марта 2022

XXIII Ясинская (Апрельская) конференция по проблемам развития экономики и общества