Hide
Раскрыть

Olga Vasileva1, Vasilii Okhlopkov1,2
  • 1 Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 1 Petrovskogo Str., 677027 Yakutsk, Russian Federation
  • 2 Autonomous Subdivision of the Russian Public Opinion Research Center in Yakutsk

School Education for the Indigenous Small-Numbered Peoples of the North: Between Cultural Preservation and Educational Quality

2021. No. 4. P. 285–310 [issue contents]
Olga V. Vasileva, Candidate of Political Sciences, Head of the Sociology of Race and Ethnicity Center, Senior Research Fellow, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. E-mail: ovasileva.igi@mail.ru (corresponding author) 

Vasilii E. Okhlopkov, Doctor of Sciences in Sociology, Senior Research Fellow, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; Director of the Autonomous Subdivision of the Russian Public Opinion Research Center in Yakutsk. E-mail: suottu@gmail.com 

Address: 1 Petrovskogo Str., 677027 Yakutsk, Russian Federation. 

Today, many ethnic minorities belong to the so-called “culture of poverty”, and education can be a major vehicle of upward social mobility for such groups. This article explores the characteristics of school education in the indigenous small-numbered peoples of the North living in the Sakha Republic (Yakutia) of Russia, the educational trajectories pursued by indigenous youths, and how their preferences are influenced by national education policy and the ethnic component of education. 
Data from a sociological survey of youth in areas of compact settlement of the indigenous peoples of the North and Unified State Exam (USE) scores served as the empirical basis of this study. Analysis of indigenous education policy documents allows making an inference that, even though the problems of teaching indigenous languages and setting up nomadic schools have been widely discussed, approaches to solving them are rather formalistic. At the same time, little attention is paid to problems experienced by stationary schools located in areas of compact settlement of the indigenous peoples of the North, which has negative effects on children’s starting opportunities and the development of their educational strategies. Interest in higher education has been noticeably decreasing among young people aged under 19, and educational inequality in the Sakha Republic (Yakutia) has been exacerbated by the COVID‑19 pandemic. For the indigenous small-numbered peoples of the North, social mobility opportunities hinge upon Internet access, so low levels of education digitalization in localities inhabited by indigenous peoples (compared to regional and national levels) predict a negative scenario for social wellbeing of this category of population.
Citation: Vasileva O. V., Okhlopkov V. E. (2021) Shkol’noe obuchenie korennykh malochislennykh narodov Severa: mezhdu sokhraneniem kul’tury i kachestvom obrazovaniya [School Education for the Indigenous Small-Numbered Peoples of the North: Between Cultural Preservation and Educational Quality]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 285–310. https://doi.org/10.17323/1814-95452021-4-285-310
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Васильева О. В.1, Охлопков В. Е.1,2
  • 1 Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, 677027, Якутск, ул. Петровского, 1.
  • 2 Обособленное подразделение АО «ВЦИОМ» в г. Якутске

Школьное обучение коренных малочисленных народов Севера: между сохранением культуры и качеством образования

2021. № 4. С. 285–310 [содержание номера]
Васильева Ольга Валерьевна — кандидат политических наук, руководитель Центра этносоциологических исследований, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. E-mail: ovasileva.igi@mail.ru (контактное лицо для переписки) 

Охлопков Василий Егорович — доктор социологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, директор Обособленного подразделения АО «ВЦИОМ» в г. Якутске. E-mail: suottu@gmail.com 

Адрес: 677027, Якутск, ул. Петровского, 1. 

Многие этнические меньшинства в настоящее время относят к категории культур бедности. Одним из основных инструментов восходящей социальной мобильности для представителей этнических меньшинств может быть образование. В статье рассматриваются характеристики системы школьного образования коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия), а также образовательные траектории, предпочитаемые молодежью из числа представителей коренных народов, и роль, которую играют в формировании ее выбора национальная образовательная политика и этнический компонент в образовании. 
Эмпирической базой исследования послужили данные социологического опроса, проведенного среди молодежи в местах компактного расселения коренных малочисленных народов Севера, и результаты Единого государственного экзамена в Республике Саха (Якутия). На основании анализа программных документов в области развития образования для коренных малочисленных народов Севера авторы приходят к выводу, что, несмотря на широкое обсуждение проблем преподавания родного языка, а также организации кочевых школ, подходы к их решению весьма формальные. При этом проблемам стационарных школ, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, не уделяется должного внимания, что негативным образом сказывается на стартовых возможностях детей и формировании их образовательных стратегий. Среди молодежи в возрастной категории до 19 лет заметно снижение заинтересованности в высшем образовании. В условиях пандемии COVID‑19 уровень неравенства в образовании в Республике Саха (Якутия) только возрос. Возможности социальной мобильности для коренных малочисленных народов Севера оказываются связанными с доступностью интернета, и отставание сельских поселений, в которых проживают представители коренных народов, в цифровизации образования от республиканских и общероссийских показателей детерминирует негативный прогноз социального благополучия для данной категории населения.
Библиографическое описание: Васильева О. В., Охлопков В. Е. (2021) Школьное обучение коренных малочисленных народов Севера: между сохранением культуры и качеством образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 285–310. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-285-310
BiBTeX
RIS

Новости

24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»


20 июня 2022

Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"


23 мая 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга «Интеллектуальный капитал в разных странах мира. Образование и экономическая теория роста»