Hide
Раскрыть

Nazar Agakhanov1, Olga Marchukova2, Oleg Podlipskii1
  • 1 Moscow Institute of Physics and Technology, 9 Institutsky ln, 141701 Dolgoprudny, Moscow Oblast, Russian Federation
  • 2 Tyumen Oblast State Institute of Regional Education Development, 56 Sovetskaya Str., 625000 Tyumen, Russian Federation

On the Current Trends in Math Olympiad Training for School Students

2021. No. 4. P. 266–284 [issue contents]
Nazar K. Agakhanov, Candidate of Sciences in Mathematical Physics, Associate Professor, Moscow Institute of Physics and Technology, President of the Central Content and Methodology Committee of the All-Russia Mathematical Olympiad for School Students, member of the International Mathematical Olympiad (IMO) Board. 
Address: 9 Institutsky ln, 141701 Dolgoprudny, Moscow Oblast, Russian Federation. E-mail: nazar_ag@mail.ru (corresponding author) 

Olga G. Marchukova, Candidate of Sciences in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Education and Psychology, Tyumen Oblast State Institute of Regional Education Development. 
Address: 56 Sovetskaya Str., 625000 Tyumen, Russian Federation. E-mail: vera-nadegda@bk.ru 

Oleg K. Podlipskii, Candidate of Sciences in Mathematical Physics, Associate Professor, Moscow Institute of Physics and Technology, Vice-President of the Central Content and Methodology Committee of the All-Russia Mathematical Olympiad for School Students. 
Address: 9 Institutsky Ln, 141701 Dolgoprudny, Moscow Oblast, Russian Federation. E-mail: ok@phystech.edu 

The evolution of math Olympiad training for school students in Russia since the second half of the 20th century is analyzed in this article in the context of sociocultural transformations and changes in the post-industrial society’s didactic knowledge. A retrospective analysis of a large body of empirical data (organization charts and content of the All-Union and All-Russia Mathematical Olympiads for school students in 1974–2021 and the International Mathematical Olympiads in 1994–2020) reveals trends in the development of the mathematical Olympiad movement, in particular changes in the network infrastructure of mathematical Olympiads, objectives and content of Olympiad problems, Olympiad material design practices, and value-and-meaning orientations of math Olympiads. Accordingly, new approaches are proposed to prepare school students for math competitions. 
Analysis of changes allows substantiating the insufficiency of the “cognitive-reproductive” method of school student training widely applied both in Russia and beyond, which is based on a thematic principle of selecting problems by content and demonstrating examples of their solving to students. This method does not conform to the objectives of contemporary math competitions. 
Today, it is important to find and recognize the potential for mathematical creativity in solving problems within multidisciplinary professional spheres. The goal of modern Olympiad training is not only to teach school students a system of problem-solving procedures but also to promote their ability to identify the semantic structure of problems in order to pick adequate solving strategies. The assumption that Olympiad math problems can be classified by the logic of their solutions is supported by a relevant taxonomy of Olympiad math problem solving techniques.
Citation: Agakhanov N. H., Marchukova O. G., Podlipskii O. K. (2021) O sovremennykh tendentsiyakh v podgotovke shkol’nikov k matematicheskim olimpiadam [On the Current Trends in Math Olympiad Training for School Students]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 266–284. https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2021-4-266-284
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Агаханов Н. Х.1, Марчукова О. Г.2, Подлипский О. К.1
  • 1 Московский физико-технический институт, 141701, Московская облаcть, г. Долгопрудный, Институтский пер., 9. (МФТИ)
  • 2 Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 625000, Тюмень, ул. Советская, 56.

О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам

2021. № 4. С. 266–284 [содержание номера]
Агаханов Назар Хангельдыевич — кандидат физико-математических наук, доцент Московского физико-технического института, председатель центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников, член координационного совета Международной математической олимпиады. 
Адрес: 141701, Московская облаcть, г. Долгопрудный, Институтский пер., 9. E-mail: nazar_ag@mail.ru (контактное лицо для переписки) 

Марчукова Ольга Григорьевна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования. 
Адрес: 625000, Тюмень, ул. Советская, 56. E-mail: vera-nadegda@bk.ru 

Подлипский Олег Константинович — кандидат физико-математических наук, доцент Московского физико-технического института, заместитель председателя центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников. 
Адрес: 141701, Московская облаcть, г. Долгопрудный, Институтский пер., 9. E-mail: ok@phystech.edu 

В статье прослеживается путь развития отечественной образовательной практики в подготовке школьников к математическим олимпиадам со второй половины XX в. до настоящего времени. Эволюция олимпиадной подготовки показана в контекстах социокультурных трансформаций и изменений дидактического знания эпохи постиндустриализма. Ретроспективный анализ значительного массива эмпирических данных (организационные схемы и содержание всесоюзных и всероссийских олимпиад школьников по математике 1974–2021 гг., Международной математической олимпиады 1994–2021 гг.) выявил тенденции в развитии олимпиадного движения по математике, в частности изменения инфраструктуры системы математических олимпиад, целей и содержания олимпиадных задач, культуры создания олимпиадных задач, ценностно-смысловой ориентации математических олимпиад. 
Анализ изменений позволил обосновать недостаточность широко распространенной как в российском, так и в международном опыте когнитивно-репродуктивной технологии подготовки школьников, в основе которой лежат тематический принцип отбора содержания заданий и трансляция образцов их решения. Авторы показывают несоответствие такой технологии целям современных математических соревнований. 
Сегодня актуальным является выявление потенциала математического творчества в решении задач полидисциплинарных сфер профессиональной деятельности. Цель подготовки к современным олимпиадам авторы видят не только в овладении школьниками совокупностью методов решения олимпиадных задач, но и в формировании у них навыков выявления логической структуры задачи, на основании которой выбирается метод решения. Тезис о возможности систематизации олимпиадных задач по логической структуре их решений подкрепляется соответствующей классификацией методов решения олимпиадных задач.
Библиографическое описание: Агаханов Н. Х., Марчукова О. Г., Подлипский О. К. (2021) О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 266–284. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-266-284
BiBTeX
RIS

Новости

30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»


20 июня 2022

Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"