Hide
Раскрыть

Valeria Ivaniushina1,2, Darya Khodorenko1,2, Daniil Alexandrov1,2
  • 1 National Research University Higher School of Economics, 16 Soyuza Pechatnikov Str., Saint Petersburg, 190008, Russian Federation
  • 2 National Research University Higher School of Economics (St. Petersburg), Bld. 2, 55 Sedova Str., 192171 St. Petersburg, Russian Federation

Age and Gender Differences and the Contribution of School Size and Type in the Prevalence of Bullying

2021. No. 4. P. 220–242 [issue contents]
Valeria A. Ivaniushina, Doctor of Sciences in Biology, Leading Research Fellow, Laboratory of Sociology in Education and Science, National Research University Higher School of Economics (St. Petersburg). E-mail: ivaniushina@hse.ru (corresponding author) 

Darya K. Khodorenko, Analyst, Laboratory of Sociology in Education and Science, National Research University Higher School of Economics (St. Petersburg). E-mail: dkhodorenko@hse.ru 

Daniil A.Alexandrov, Doctor of Sciences in Biology, Head of Laboratory of Sociology in Education and Science, National Research University Higher School of Economics (St. Petersburg). E-mail: dalexandrov@hse.ru 

Address: Bld. 2, 55 Sedova Str., 192171 St. Petersburg, Russian Federation. 

This article looks into methodological issues in the assessment of bullying, providing cross-national bullying statistics and discussing the possible causes of essential variation in prevalence rate estimates. Individual- and school-level characteristics of bullying are described based on the results of a large-scale representative survey of school students (201 schools, 18 433 students) in Kaluga Oblast (Russia). Our findings show that 15.3% of all students in grades six through nine become victims of bullying during the school year, which is in line with the data obtained in the Health Behavior in School-Aged Children (HBSC), a WHO cross-national study, carried out on a nationally representative sample in Russia. In the age cohort analyzed, prevalence of bullying is the highest (19.4%) among sixth-graders and the lowest (11.1%) among ninth-graders. Girls and boys are bullied at approximately the same frequency, but boys are exposed more to physical abuse while girls are more likely to be victimized verbally and socially. Prevalence rates of bullying behavior vary dramatically across schools, from 0 to 40% of students in a school being exposed to bullying during the school year, yet the prevalence of bullying is unrelated to schools’ structural characteristics (type, urban/rural, size, socioeconomic status). The relationship between school climate and bullying is discussed in the article, and further avenues of research are outlined.
Citation: Ivaniushina V. A., Khodorenko D. K., Alexandrov D. A. (2021) Rasprostranennost’ bullinga: vozrastnye i gendernye razlichiya, znachimost’ razmera i tipa shkoly [Age and Gender Differences and the Contribution of School Size and Type in the Prevalence of Bullying]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 220–242. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Иванюшина В. А.1,2, Ходоренко Д. К.1,2, Александров Д. А.1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
  • 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55, корп. 2.

Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы

2021. № 4. С. 220–242 [содержание номера]
Иванюшина Валерия Александровна — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: ivaniushina@hse.ru (контактное лицо для переписки) 

Ходоренко Дарья Константиновна
— аналитик научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: dkhodorenko@hse.ru 

Александров Даниил Александрович — кандидат биологических наук, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: dalexandrov@hse.ru 

Адрес: 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55, корп. 2. 

В статье обсуждаются методические вопросы измерения распространенности буллинга, приводятся данные о частоте его проявлений в разных странах мира, обсуждаются причины существенного разброса в оценках. На данных масштабного репрезентативного опроса (18 433 ученика из 201 школы), проведенного в школах Калужской области, описываются характеристики буллинга на индивидуальном уровне и на уровне школы. Установлено, что 15,3% школьников 6–9‑х классов в течение учебного года становятся жертвами буллинга, что совпадает с данными межстранового исследования под эгидой ВОЗ Health Behavior in School-Aged Children Study на общенациональной репрезентативной российской выборке. В рассмотренной возрастной категории учащихся максимальная частота буллинга (19,4%) выявлена в 6‑х классах, минимальная (11,1%) — в 9-х. Девочки и мальчики оказываются жертвами буллинга примерно с равной частотой, при этом мальчики более подвержены физической агрессии, девочки — вербальной и социальной. Школы очень сильно различаются по распространенности буллинга: от 0 до 40% учащихся, столкнувшихся в течение года с проявлениями буллинга, на школу, причем частота травли не связана со структурными характеристиками школы (тип школы, расположение в городе или в селе, размер, социально-экономический статус). Обсуждается связь буллинга со школьным климатом и предлагаются направления дальнейших исследований.
Библиографическое описание: Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. (2021) Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размеров и типа школы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 220–242. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242
BiBTeX
RIS

Новости

30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»


20 июня 2022

Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"