Скрыть
Раскрыть

Колачев Н. И. 1, Рутковская Е. Л.2, Ковалева Г. С.2, Половникова А. В.3
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 101000, Москва, ул. Жуковского, 16.
  • 3 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4.

Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA‑2018

2021. № 4. С. 166–186 [содержание номера]
Колачев Никита Игоревич — стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 
Адрес: 109240, Москва, Славянская пл., 4, стр. 2. E-mail: nkolachev@hse.ru (контактное лицо для переписки) 

Рутковская Елена Лазаревна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 
Адрес: 101000, Москва, ул. Жуковского, 16. E-mail: elena.rut@mail.ru 

Ковалева Галина Сергеевна — кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 
Адрес: 101000, Москва, ул. Жуковского, 16. E-mail: galina_kovaleva_rao@mail.ru 

Половникова Анастасия Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». 
Адрес: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: avp.71@mail.ru 

В 2020 г. опубликованы результаты очередного этапа международного исследования финансовой грамотности в рамках программы PISA. Анализ сильных сторон и дефицитов российских учащихся дал возможность изучить взаимосвязь результатов по финансовой грамотности с комплексом различных факторов. По итогам регрессионного анализа установлено, что значимыми предикторами результатов тестирования финансовой грамотности являются как характеристики учащихся, так и свойства образовательной организации. В частности, выяснилось: при контроле социально-экономического статуса, некогнитивных факторов и характеристик атмосферы в образовательной организации баллы по финансовой грамотности у 15-летних девушек ниже, чем у юношей (b = –7,04, p < 0,05). Социально-экономический статус учащегося положительно связан с результатами по финансовой грамотности (b = 15,24, p < 0,01). С ними также тесно связан средний показатель социально-экономического статуса образовательной организации (b = 35,78, p < 0,01). Среди некогнитивных факторов значимую роль играют интерес к денежным вопросам (категориальная переменная) и уверенность при осуществлении финансовых операций (b = 7,95, p < 0,01). Негативное влияние на результаты тестирования оказывает поведение учителей, затрудняющее обучение (b = –4,72, p < 0,05). На основании результатов исследования предлагаются практические рекомендации по развитию финансовой грамотности учащихся, адресованные как педагогам, так и родителям.
Библиографическое описание: Колачев Н. И., Рутковская Е. Л., Ковалева Г. С., Половникова А. В. (2021) Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA‑2018 // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 166–186. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-166-186
BiBTeX
RIS

Новости

20 января 2022

Новые рецензии на книгу дэны бойд "Всё сложно"


21 декабря 2021

«Вредные» советы о том, как написать научно-исследовательскую статью — в карточках


24 октября 2021

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: принимаются заявки