Hide
Раскрыть

Nikita Kolachev1, Elena Rutkovskaya2, Galina Kovaleva2, Anastasia Polovnikova3
  • 1 National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation
  • 2 Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education, 16 Zhukovskogo Str., 101000 Moscow, Russian Federation
  • 3 Moscow City University, 4 Vtoroy Selskokhozyaystvenny Pass, 129226 Moscow, Russian Federation

Predictors of Russian Students’ Financial Literacy: The PISA 2018 Results

2021. No. 4. P. 166–186 [issue contents]
Nikita I. Kolachev, Research Assistant, International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, HSE University. 
Address: Bld. 2, 4 Slavyanskaya Sq, 109240 Moscow, Russian Federation. E-mail: nkolachev@hse.ru (сorresponding author) 

Elena L. Rutkovskaya, Candidate of Sciences in Pedagogy, Senior Research Fellow, Laboratory for General Social and Humanities Education, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education. 
Address: 16 Zhukovskogo Str., 101000 Moscow, Russian Federation. E-mail: elena.rut@mail.ru 

Galina S. Kovaleva, Candidate of Sciences in Pedagogy, Head of the Center for Assessment of Education Quality, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education. 
Address: 16 Zhukovskogo Str., 101000 Moscow, Russian Federation. E-mail: galina_kovaleva_rao@mail.ru 

Anastasia V. Polovnikova, Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor, Department of Methods of Teaching History, Social Studies, and Law, Moscow City University. 
Address: 4 Vtoroy Selskokhozyaystvenny Pass, 129226 Moscow, Russian Federation. E-mail: avp.71@mail.ru 

Based on the OECD PISA financial literacy data released in 2020, Russian students’ strengths and deficits are analyzed to examine the relationship between financial literacy and a variety of factors. Regression analysis shows that both individual and school-related characteristics are significant predictors of students’ performance in financial literacy. In particular, when controlling for socioeconomic status (SES), non-cognitive factors, and school climate, 15-year-old girls score lower on financial literacy than boys of the same age (b = –7.04, p < .05). Family SES is positively associated with financial literacy scores (b = 15.24, p < .01), and school SES demonstrates an even stronger association (b = 35.78, p < .01). Among non-cognitive factors, interest in money matters (categorical variable) and confidence in dealing with money matters (b = 7.95, p < .01) play a significant role. Teacher behavior hindering learning has a negative effect on financial literacy (b = –4.72, p < .05). The findings are used to develop practical recommendations for promoting financial literacy, addressed to both teachers and parents.
Citation: Kolachev N. I., Rutkovskaya E. L., Kovaleva G. S., Polovnikova A. V. (2021) Faktory finansovoy gramotnosti rossiyskikh shkol’nikov na primere rezul’tatov issledovaniya PISA‑2018 [Predictors of Russian Students’ Financial Literacy: The PISA 2018 Results]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 166–186. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-166-186
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Колачев Н. И. 1, Рутковская Е. Л.2, Ковалева Г. С.2, Половникова А. В.3
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 101000, Москва, ул. Жуковского, 16.
  • 3 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4.

Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA‑2018

2021. № 4. С. 166–186 [содержание номера]
Колачев Никита Игоревич — стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 
Адрес: 109240, Москва, Славянская пл., 4, стр. 2. E-mail: nkolachev@hse.ru (контактное лицо для переписки) 

Рутковская Елена Лазаревна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 
Адрес: 101000, Москва, ул. Жуковского, 16. E-mail: elena.rut@mail.ru 

Ковалева Галина Сергеевна — кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 
Адрес: 101000, Москва, ул. Жуковского, 16. E-mail: galina_kovaleva_rao@mail.ru 

Половникова Анастасия Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». 
Адрес: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: avp.71@mail.ru 

В 2020 г. опубликованы результаты очередного этапа международного исследования финансовой грамотности в рамках программы PISA. Анализ сильных сторон и дефицитов российских учащихся дал возможность изучить взаимосвязь результатов по финансовой грамотности с комплексом различных факторов. По итогам регрессионного анализа установлено, что значимыми предикторами результатов тестирования финансовой грамотности являются как характеристики учащихся, так и свойства образовательной организации. В частности, выяснилось: при контроле социально-экономического статуса, некогнитивных факторов и характеристик атмосферы в образовательной организации баллы по финансовой грамотности у 15-летних девушек ниже, чем у юношей (b = –7,04, p < 0,05). Социально-экономический статус учащегося положительно связан с результатами по финансовой грамотности (b = 15,24, p < 0,01). С ними также тесно связан средний показатель социально-экономического статуса образовательной организации (b = 35,78, p < 0,01). Среди некогнитивных факторов значимую роль играют интерес к денежным вопросам (категориальная переменная) и уверенность при осуществлении финансовых операций (b = 7,95, p < 0,01). Негативное влияние на результаты тестирования оказывает поведение учителей, затрудняющее обучение (b = –4,72, p < 0,05). На основании результатов исследования предлагаются практические рекомендации по развитию финансовой грамотности учащихся, адресованные как педагогам, так и родителям.
Библиографическое описание: Колачев Н. И., Рутковская Е. Л., Ковалева Г. С., Половникова А. В. (2021) Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA‑2018 // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 166–186. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-166-186
BiBTeX
RIS

Новости

20 января 2022

Новые рецензии на книгу дэны бойд "Всё сложно"


21 декабря 2021

«Вредные» советы о том, как написать научно-исследовательскую статью — в карточках


24 октября 2021

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: принимаются заявки