Hide
Раскрыть

Daria Bukhalenkova 1, Aleksander Veraksa 1, Margarita Gavrilova  1, Natalya Kartushina 2
  • 1 Lomonosov Moscow State University, Bld. 9, 11 Mokhovaya St, 125009 Moscow, Russian Federation
  • 2 University of Oslo, Forskningsveien 3A (map) 0373 Oslo, Norway

Psychometric Properties of the Russian-Language Version of the Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ) Designed to Assess Intuitive Theories of Parenting

2021. No. 2. P. 227–242 [issue contents]
Daria Bukhalenkova, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology of Education and Pedagogics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University. Е-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru (corresponding author)

Aleksandr Veraksa, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Professor, Doctor of Sciences in Psychology, Head of the Department of Psychology of Education and Pedagogics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University. Е-mail: veraksa@yandex.ru

Margarita Gavrilova, Junior Research Fellow, Department of Psychology of Education and Pedagogics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University. Е-mail: gavrilovamrg@gmail.com

Address: Bld. 9, 11 Mokhovaya Str., 125009 Moscow, Russian Federation. 

Natalya Kartushina, PhD in Psychology, Research Fellow, Department of Psychology, University of Oslo.

Address: Forskningsveien 3A (map) 0373 Oslo, Norway. Е-mail: natalia.kartushina@psykologi.uio.no

Psychometric properties of the Russian-language version of the Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ), an instrument for assessing intuitive theories of parenting, were tested on 1,928 parents of children aged 1–7. Assessment of the questionnaire’s reliability (internal consistency) using the Cronbach’s alpha coefficient showed that the scales were not homogeneous. Confirmatory factor analysis revealed that the data obtained in the Russian sample was only partially consistent with the original three-scale model obtained in American parents. The questionnaire’s factor structure, determined using the exploratory factor analysis, was interpreted from the perspective of the adults’ beliefs on parenting and child development that are widespread in Russia. Additional adaptation is needed to improve the reliability of the Russian-language version of the questionnaire and to allow its further use.
Citation: Bukhalenkova D. A., Veraksa A. N., Gavrilova M. N., Kartushina N. A. (2021) Testirovanie psikhometricheskikh svoystv russkoyazychnoy versii oprosnika EPAQ dlya vyyavleniya intuitivnykh teoriy vospitaniya u roditeley [Psychometric Properties of the Russian-Language Version of the Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ) Designed to Assess Intuitive Theories of Parenting]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no2, pp. 227–242.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Бухаленкова Д. А. 1, Веракса А. Н. 1, Гаврилова М. Н. 1, Картушина Н. А. 2
  • 1 МГУ им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9.
  • 2 Университет Осло, Forskningsveien 3A (map) 0373 Oslo, Norway

Тестирование психометрических свойств русскоязычной версии опросника EPAQ для выявления интуитивных теорий воспитания у родителей

2021. № 2. С. 227–242 [содержание номера]
Бухаленкова Дарья Алексеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Е-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Веракса Александр Николаевич — член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Е-mail: veraksa@yandex.ru

Гаврилова Маргарита Николаевна — младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Е-mail: gavrilovamrg@gmail.com (контактное лицо для переписки)

Адрес: 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9. 

Картушина Наталья Александровна — кандидат психологических наук, исследователь Института психологии Университета Осло.

Адрес: Forskningsveien 3A (map) 0373 Oslo, Norway. Е-mail: natalia.kartushina@psykologi.uio.no

В тестировании психометрических свойств русскоязычной версии Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ) — опросника, предназначенного для изучения интуитивных теорий воспитания, — приняли участие 1928 родителей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Оценка надежности опросника с помощью анализа внутренней согласованности методом альфа Кронбаха показала, что шкалы опросника не являются одномерными. Конфирматорный факторный анализ позволил установить, что данные, полученные на российской выборке, лишь частично соответствуют исходной модели с тремя шкалами. Факторная конфигурация опросника, выявленная с помощью эксплораторного факторного анализа, проинтерпретирована с точки зрения ценностей воспитания, распространенных среди российских родителей. Схожие результаты при тестировании психометрических свойств опросника EPAQ были получены в Норвегии, где в настоящее время также ведется работа по его апробации и валидизации. Для повышения надежности и дальнейшего использования русскоязычной версии опросника требуются дополнительные процедуры по его адаптации.
Библиографическое описание: Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н., Гаврилова М. Н., Картушина Н. А. (2021) Тестирование психометрических свойств русскоязычной версии опросника EPAQ для выявления интуитивных теорий воспитания среди родителей // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С. 227–242.
BiBTeX
RIS

Новости

13 сентября 2021

XX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования


20 июля 2021

XII Международная Российская конференция исследователей высшего образования (ИВО) 2021


17 июня 2021

Книга Ярослава Кузьминова и Марии Юдкевич «Университеты в России: как это работает»