Hide
Раскрыть

Marharyta Fabrykant 1,2
  • 1 National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation
  • 2 Belarusian State University, 9 Kalvariyskaya Str., 220004 Minsk, Belarus

Epidemic as History: Interplay of Structure and Agency in Narratives of the Black Death in Contemporary Textbooks for Russian Language Schools

2021. No. 1. P. 158–177 [issue contents]
Marharyta Fabrykant — Candidate of Sciences in Sociology, Candidate of Sciences in Psychology, Senior Research Fellow, Laboratory for Comparative Studies in Mass Consciousness, Expert Institute, National Research University Higher School of Economics; Associate Professor, Department of Social and Organizational Psychology, Faculty of Philosophy and Social Sciences, Belarusian State University.

Address: 9 Kalvariyskaya Str., 220004 Minsk, Belarus. E-mail: mfabrykant@hse.ru

The article presents the results of a comparative analysis of narratives of the Вlack Death (the epidemic of plague that struck Western Europe in the mid-1300s) in six contemporary history textbooks in the Russian language published in Russia, Belarus, Ukraine, and Kazakhstan. Structural narrative analysis provides an answer to the research question about the interplay of external circumstances (structure) and individual choices (agency) in depicting the causes of the Black Death, its course of events, and attribution of its developments and consequences. Findings demonstrate that structure prevails over agency. The textbooks offer no behavioral patterns to internalize and implicitly conceptualize behavior in an epidemic as a mass phenomenon, not as a product of many individual choices. This perception of agency blatantly contradicts the two prerequisites for an effective epidemic response elaborated during the COVID-19 pandemic: quality of governance and population’s willingness to comply with authorities’ recommendations in spite of the growing circulation of false information. The Black Death is presented in textbooks as an inevitable attribute of the Middle Ages — the “era of calamities”. Hence, an epidemic in any other historical period appears an omen of “bad times” coming, which is likely to create expectations of new unavoidable disasters and foster catastrophic perceptions of the already existing problems. To shift this approach to history as “life’s teacher”, intrinsic to didactic pedagogy, two methods are suggested: explicit comparison with epidemics from other historical periods (not only the present) and counterfactual thinking to create alternative scenarios with regard to general patterns of human behavior and the characteristics of the Medieval Period.
Citation: Fabrykant M. (2021) Epidemiya kak istoriya: sootnoshenie struktury i agentnosti v narrativakh o “chernoy smertiˮ v sovremennykh russkoyazychnykh shkol’nykh uchebnikakh [Epidemic as History: Interplay of Structure and Agency in Narratives of the Black Death in Contemporary Textbooks for Russian Language Schools]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no1, pp. 158–177.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Фабрикант М. С. 1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Белорусский государственный университет, 220004, Беларусь, г. Минск, ул. Кальварийская, 9.

Эпидемия как история: соотношение структуры и агентности в нарративах о «черной смерти» в современных русскоязычных школьных учебниках

2021. № 1. С. 158–177 [содержание номера]
Фабрикант Маргарита Сауловна — кандидат социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Экспертного института НИУ ВШЭ; доцент кафедры социальной и организационной психологии факультета философиии социальных наук БГУ.

Адрес: 220004, Беларусь, г. Минск, ул. Кальварийская, 9. E-mail: mfabrykant@hse.ru

В статье представлены результаты сравнительного анализа нарративов о «черной смерти» — западноевропейской эпидемии чумы середины XIV в. — в шести современных русскоязычных школьных учебниках истории, изданных в России, Беларуси, Украине и Казахстане. Проведенный структурный анализ позволяет ответить на исследовательский вопрос о соотношении заданных извне условий (структуры) и индивидуального выбора (агентности) в изложении причин эпидемии, последовательности событий, атрибутировании характера протекания эпидемии и ее последствий. Установлено, что в нарративах структура преобладает над агентностью. Учебники не предлагают эталонных поведенческих паттернов как примеров для подражания и неявно транслируют представление о поведении в условиях эпидемии как о массовидном явлении, а не о результате индивидуального выбора. Такое представление об агентности вступает в явное противоречие с двумя условиями эффективной борьбы с эпидемией, выявленными на данных пандемии COVID‑19: качественного государственного управления и осознанной готовности населения следовать предписаниям властей, несмотря на массово распространяющуюся недостоверную информацию. «Черная смерть» подается в учебниках истории фаталистически — в числе неизбежных атрибутов позднего Средневековья как «эпохи бедствий». Тем самым транслируется восприятие эпидемии в любую эпоху как знака наступления «плохих времен», что может способствовать формированию ожиданий неотвратимых бедствий в будущем и к катастрофизации переживания негативных явлений в настоящем. Чтобы сделать неизбежное в дидактическом формате обращение к истории как к «учительнице жизни» более конструктивным, предлагаются два инструмента: эксплицитное сравнение с эпидемиями других исторических эпох (не только современности) и контрфактическое моделирование альтернативных вариантов развития событий с учетом общих закономерностей поведения людей и особенностей эпохи.
Библиографическое описание: Фабрикант М.С. (2021) Эпидемия как история: соотношение структуры и агентности в нарративах о «черной смерти» в современных русскоязычных школьных учебниках // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 1. С. 158–177.
BiBTeX
RIS

Новости

07 апреля 2021

XXII Апрельская конференция по проблемам развития экономики и общества


20 февраля 2021

Обновлена информация о подписке и распространении журнала


20 января 2021

Конференция "Тенденции развития образования: Глобальные вызовы и неравные возможности" (Шанинка) в феврале