Скрыть
Раскрыть

Клячко Т. Л. 1,2, Семионова Е. А. 2, Токарева Г. С. 2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82.

Кадровая ситуация в школе: мнение учителей

2020. № 4. С. 232–249 [содержание номера]
Клячко Татьяна Львовна — доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС). E-mail: tlk@ranepa.ru

Семионова Елена Александровна — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. E-mail: semionova-ea@ranepa.ru

Токарева Галина Световна — научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. E-mail: tokareva-gs@ranepa.ru

Адрес: 119571, Москва, просп. Вернадского, 82.

Учителя играют ключевую роль в достижении целей государственной политики в сфере общего образования, в частности в повышении образовательных результатов школьников. Постоянные изменения, которые происходят в последние годы в области образования, не могут не оказывать влияния на содержание и условия профессиональной деятельности педагогов. Изучение мнения учителей о состоянии и развитии системы общего образования, а также их самоидентификации должно стать обязательным элементом при формировании государственной политики в сфере общего образования.
В основе проведенного исследования лежат данные Мониторинга общего образования, проведенного Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2020 г. в Новгородской, Нижегородской и Тульской областях. Опрос проводился в начале марта 2020 г., когда еще не произошел экстренный переход школ на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса. Поэтому в статье почти не отражены изменения в отношении учителей к их профессии и труду, обусловленные резким изменением формата педагогической деятельности. Вместе с тем результаты мониторинга могут служить отправной точкой при анализе постковидной ситуации в системе общего образования.
Несмотря на принимаемые государством меры по обновлению педагогического состава школ, существенных сдвигов в данной сфере не происходит. Зачастую сами учителя не готовы к обновлению кадрового состава школ и выдвигают в качестве причины недовольства изменениями связанное с ними ослабление профессионального уровня коллектива. Молодежь, в свою очередь, все чаще выбирает профессию учителя случайно, ищет дополнительные источники дохода внутри или вне системы образования и готова в любой момент покинуть школу. Авторы делают вывод,что привлечение молодежи в школу должно сопровождаться дополнительными управленческими решениями по повышению эффективности работы школьной команды в ситуации обновления кадрового состава.
BiBTeX
RIS

Новости

16 декабря 2020

Информация о новых выпусках и другие новости о журнале на странице Facebook


12 декабря 2020

В серии Библиотека журнала «Вопросы образования» переиздана книга Билла Ридингса «Университет в руинах»


01 декабря 2020

Преодолеть кризис в образовании: ведущие мировые эксперты поделятся опытом на конференции EdCrunch on Demand