Hide
Раскрыть

Tatyana Klyachko 1,2, Elena Semionova 3, Galina Tokareva 3
  • 1 National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation
  • 2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 82 Vernadskogo Ave, 119571 Moscow, Russian Federation
  • 3 Center for Lifelong Learning Economics, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 82 Vernadskogo Ave, 119571 Moscow, Russian Federation

School Staffing: Teachers’ Perceptions

2020. No. 4. P. 232–249 [issue contents]
Tatyana Klyachko — Doctor of Sciences in Economics, Director of the Center for Lifelong Learning Economics, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). E-mail: tlk@ranepa.ru

Elena Semionova — Candidate of Sciences in Economics, Leading Researcher, Center for Lifelong Learning Economics, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). E-mail: semionova-ea@ranepa.ru

Galina Tokareva — Research Fellow, Center for Lifelong Learning Economics, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). E-mail: tokareva-gs@ranepa.ru

Address: 82 Vernadskogo Ave, 119571 Moscow, Russian Federation.

Teachers play a key role in achieving the national policy goals in secondary education, in particular in improving students’ outcomes. The ongoing changes of the recent years inevitably affect the functions and working conditions of school teachers. Surveys of teachers’ perceptions of self and of the current situation and development prospects in secondary education should become a required element in the design of national education policies.
This study was based on the results of the Monitoring of Secondary Education conducted by the Center for Lifelong Learning Economics (Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration) in Novgorod Oblast, Nizhny Novgorod Oblast and Tula Oblast in 2020. The survey was administered in early March, prior to the emergency transition to remote online education due to the SARS-CoV‑2 pandemic. For this reason, the article reflects little to no transformations in teachers’ perceptions of their jobs and labor conditions caused by the rapid transition to a different format of teaching. At the same time, the monitoring results can serve as a baseline for analyzing the post-COVID developments in secondary education.
Despite the government’s measures to refresh the teaching staff in schools, nothing has changed significantly in this regard so far. Teachers often resist massive refreshment initiatives, arguing that such changes would degrade the overall level of teaching competencies within the institution. Young teachers, in their turn, are increasingly more likely to be mismatched to their jobs, looking for additional sources of income within or outside the system, and ready to withdraw anytime. Attraction of youth to school teaching careers should thus be accompanied by managerial solutions for improving school effectiveness in the context of staff refreshment.
Citation: Klyachko T., Semionova E., Tokareva G. (2020) Kadrovaya situatsiya v shkole: mnenie uchiteley [School Staffing: Teachers’ Perceptions]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 232-249.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Клячко Т. Л. 1,2, Семионова Е. А. 2, Токарева Г. С. 2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82.

Кадровая ситуация в школе: мнение учителей

2020. № 4. С. 232–249 [содержание номера]
Клячко Татьяна Львовна — доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС). E-mail: tlk@ranepa.ru

Семионова Елена Александровна — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. E-mail: semionova-ea@ranepa.ru

Токарева Галина Световна — научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. E-mail: tokareva-gs@ranepa.ru

Адрес: 119571, Москва, просп. Вернадского, 82.

Учителя играют ключевую роль в достижении целей государственной политики в сфере общего образования, в частности в повышении образовательных результатов школьников. Постоянные изменения, которые происходят в последние годы в области образования, не могут не оказывать влияния на содержание и условия профессиональной деятельности педагогов. Изучение мнения учителей о состоянии и развитии системы общего образования, а также их самоидентификации должно стать обязательным элементом при формировании государственной политики в сфере общего образования.
В основе проведенного исследования лежат данные Мониторинга общего образования, проведенного Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2020 г. в Новгородской, Нижегородской и Тульской областях. Опрос проводился в начале марта 2020 г., когда еще не произошел экстренный переход школ на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса. Поэтому в статье почти не отражены изменения в отношении учителей к их профессии и труду, обусловленные резким изменением формата педагогической деятельности. Вместе с тем результаты мониторинга могут служить отправной точкой при анализе постковидной ситуации в системе общего образования.
Несмотря на принимаемые государством меры по обновлению педагогического состава школ, существенных сдвигов в данной сфере не происходит. Зачастую сами учителя не готовы к обновлению кадрового состава школ и выдвигают в качестве причины недовольства изменениями связанное с ними ослабление профессионального уровня коллектива. Молодежь, в свою очередь, все чаще выбирает профессию учителя случайно, ищет дополнительные источники дохода внутри или вне системы образования и готова в любой момент покинуть школу. Авторы делают вывод,что привлечение молодежи в школу должно сопровождаться дополнительными управленческими решениями по повышению эффективности работы школьной команды в ситуации обновления кадрового состава.
BiBTeX
RIS

Новости

16 декабря 2020

Информация о новых выпусках и другие новости о журнале на странице Facebook


12 декабря 2020

В серии Библиотека журнала «Вопросы образования» переиздана книга Билла Ридингса «Университет в руинах»


01 декабря 2020

Преодолеть кризис в образовании: ведущие мировые эксперты поделятся опытом на конференции EdCrunch on Demand