Скрыть
Раскрыть

Чернобай Е. В. 1, Ташибаева Д. Н. 2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 АОО «Назарбаев — интеллектуальные школы», 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Хусейн бен Талал, 21/1.

Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан
По результатам исследования TALIS‑2018

2020. № 4. С. 141–164 [содержание номера]
Чернобай Елена Владимировна — доктор педагогических наук, профессор департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Адрес: 101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10. E-mail: echernobaj@hse.ru

Ташибаева Диляра Нурлановна — магистр наук в области лидерства в образовании, старший менеджер Департамента исследований АОО «Назарбаев — интеллектуальные школы» в г. Нур-Султан (Республика Казахстан).

Адрес: 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Хусейн бен Талал, 21/1. E-mail: tashibayeva_d@nis.edu.kz

На основании результатов международного исследования учительского и директорского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS‑2018 (Teaching and Learning International Survey) проведен сравнительный анализ систем профессионального развития учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан, в частности практик профессиональной поддержки молодых и вновь пришедших на работу в школу учителей, механизмов профессионального развития педагогов, их профессиональных потребностей, а также барьеров, препятствующих профессиональному развитию учителей. В TALIS‑2018 участвовали более 4 тыс. учителей из 230 общеобразовательных организаций Российской Федерации и более 6 тыс. учителей из 331 организации среднего образования Республики Казахстан. Для отбора респондентов была использована двухступенчатая вероятностная (случайная) выборка, которая позволяет экстраполировать результаты опроса на всю популяцию школ и педагогов каждой из стран — участниц TALIS.
Установлено, что ни в России, ни в Казахстане не осуществляется мониторинг и оценка механизмов поддержки молодых и вновь входящих в профессию учителей, а завершение программ введения в профессию или наставничества не является обязательным условием для прохождения учителем аттестации. Актуальным направлением совершенствования системы профессионального развития учителей является разработка механизмов, позволяющих обеспечить соответствие программ профессионального развития потребностям каждого учителя, с этой целью и в России, и в Казахстане вводятся ваучеры для самостоятельного выбора учителем образовательных программ.
Авторы приходят к выводу, что потребности профессионального развития и барьеры на пути их удовлетворения у учителей в России и Казахстане схожи. Эти потребности важно рассматривать в системной связке с работой над обновлением образовательных стандартов, содержания образования, особенно в отношении таких перспективных тем, как критическое и креативное мышление, использование цифровых технологий в обучении. Особое внимание следует уделить развитию у педагогов навыков работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
BiBTeX
RIS

Новости

16 декабря 2020

Информация о новых выпусках и другие новости о журнале на странице Facebook


12 декабря 2020

В серии Библиотека журнала «Вопросы образования» переиздана книга Билла Ридингса «Университет в руинах»


01 декабря 2020

Преодолеть кризис в образовании: ведущие мировые эксперты поделятся опытом на конференции EdCrunch on Demand