Скрыть
Раскрыть

Новиков В. Н. 1, Макарова Е. В. 1
  • 1 Институт демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи Национальной академии наук Украины, Украина, 01032, г. Киев, бул. Т. Шевченко, 60.

Образование в Украине: оценка качества и перспективы развития
По материалам PISA‑2018

2020. № 4. С. 64–84 [содержание номера]
Новиков Валерий Николаевич — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исследований человеческого развития Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи Национальной академии наук Украины. E-mail: valery.economy@ukr.net

Макарова Елена Владимировна — доктор экономических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, старший научный сотрудник, заместитель директора по научной работе Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи Национальной академии наук Украины. E-mail: makarova_h@ukr.net

Адрес: Украина, 01032, г. Киев, бул. Т. Шевченко, 60.

В 2018 г. Украина впервые приняла участие в международном исследовании качества образования PISA. По результатам этого исследования качество образования в Украине оказалось ниже среднего значения по странам ОЭСР во всех областях грамотности: читательской, математической, естественнонаучной. Такой итог не соответствовал ожиданиям общественности. Экспертное сообщество еще не полностью осознало критический потенциал полученных результатов и не приступило к широкой дискуссии с целью их оценки и определения направлений реформирования образования.
В статье проанализированы основные результаты украинских подростковв PISA‑2018 по разделам: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, гендерное неравенство, социальные предпосылки обучения, устойчивость и успеваемость учащихся.
В результате сравнения образовательных практик Украины с применяемыми в странах ЕС, референтных странах и Российской Федерации выявлены общие признаки становления национальных систем образования на современном этапе и определены особенности институционального развития образования в Украине. Проанализирована инвестиционная политика государства в образовании и показаны возможности ее модернизации. Пути совершенствования государственной образовательной политики авторы видят в обновлении образовательных стандартов и компетенций, повышении квалификации и оплаты труда педагогического персонала, усилении его мотивации к труду, развитии инфраструктуры, совершенствовании межбюджетных отношений, а также улучшении статистики образования.
BiBTeX
RIS

Новости

07 апреля 2021

XXII Апрельская конференция по проблемам развития экономики и общества


20 февраля 2021

Обновлена информация о подписке и распространении журнала


20 января 2021

Конференция "Тенденции развития образования: Глобальные вызовы и неравные возможности" (Шанинка) в феврале